Найти тему
Народная Газета

НАСТУПАТЕЛЬНО И ЭФФЕКТИВНО

Эти два критерия прокурор области Андрей Теребунов определил как ключевые в реализации полномочий надзорного ведомства. Наш разговор с новым руководителем был весьма продолжительным и касался широкого спектра региональных проблем, в основе которых - нелады с законом, соблюдением прав граждан и интересов государства.

- Андрей Анатольевич, прошло всего полгода, как вы назначены на должность прокурора Ульяновской области. Уже есть возможность подвести определенные итоги. Что вы сказали своим подчиненным, когда заступили на новую должность и можно ли говорить о том, что вас услышали?

- Время летит так стремительно… Полгода - как один день! Но это очень значимый для меня период. В самые сжатые сроки нужно было понять, оценить потенциал вверенного мне коллектива прокуратуры области, найти эффективные точки соприкосновения с учетом сложившихся до меня стиля, принципов руководства. Никак нельзя было отодвинуть на потом знакомство с новой для меня территорией - ее историей, укладом жизни, традициями, проблематикой. Много ездил, встречался в коллективах предприятий, учреждений с представителями бизнеса, оценивал общественно-политическую ситуацию, настроения граждан и поведение региональных элит, бизнес-групп.

Что сказал своим новым подчиненным, когда заступил на должность? Базовыми были две вещи. Прежде всего обозначил, что люблю работать с высокой самоотдачей, того же буду требовать от подчиненных. Думаю, что меня услышали. Коллектив работоспособный, есть четкое понимание стоящих перед нами задач, в основе каждой из них - интересы, права граждан и государства, обеспечение верховенства закона во всех сферах нашей жизни. Вот всего лишь несколько объектов прокурорского надзора: охрана семейных ценностей, жизни и здоровья детей, получение ими образования, защита прав детей-сирот, соблюдение законодательства об оплате труда, контроль за реализацией переселения граждан из ветхого и аварийного жилья, исполнением приоритетных национальных проектов.

Крайне значимое направление нашей работы - это противодействие коррупции. Соблюдение законодательства в таких важнейших сферах, как лесопользование, охрана водных биоресурсов, утилизация отходов. Оперативной реакции прокуроров требуют проблемы жилищно-коммунального хозяйства, неправомерного роста цен и тарифов…

Еще я сказал во время моего представления коллективу, что постараюсь полюбить новую для меня область как свою малую родину. Одним днем такие чувства не формируются, но Ульяновская земля столь интересна и прекрасна, что быть равнодушным к этому нельзя, это западает в сердце, вызывает прекрасные, незабываемые эмоции.

- Существует мнение, что прокурор - главный во всей правоохранительной системе. Мало выявить преступление и раскрыть его, нужно довести дело до обвинительного приговора и не дать прекратить его по каким-то причинам. Что вы скажете на это?

- Вы правы в том, что выявить, раскрыть преступление - это важное, но всего лишь одно звено большой многотрудной работы правоохранительной системы, и венчает ее судебный приговор, обвинительный. Он может быть и оправдательным. Дело может развалиться и на стадии следствия, если в этом у кого-либо появится интерес, сработает явный недостаток профессионализма. Много вопросов в части затягивания расследования уголовных дел, есть серьезные вопросы к качеству следствия, необоснованно длительному содержанию обвиняемых под стражей. Какое место в этих процессах отведено прокуратуре? Можно говорить главное, ведущее, ключевое… И связано это с тем, что одним из приоритетов в нашей работе является координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. За словом «координация» стоит очень тонкая, согласованная работа по объединению усилий правоохранителей с целью обеспечения неотвратимости наказания за совершенное преступление. И, наоборот, ведомственная разобщенность - это благодать для преступного мира. Мы выстраиваем свою координационную работу так, чтобы не дать ни малейших шансов на ослабление наших совместных возможностей.

- В конце ноября широкий резонанс получило сообщение о том, что Шестой кассационный суд по требованию прокуратуры Ульяновской области полностью отменил решения двух ульяновских судов, оправдавших экс-министра сельского хозяйства области Александра Чепухина, которому вменялось нанесение ущерба лесным угодьям на сумму в 35 миллионов рублей.

Аппетиты лесных мошенников были просто ужасающими. Проверка Рослесхоза установила, что площади Гослесфонда на территории области за 10 лет сократились в два раза, а ущерб составил порядка 1 миллиарда 200 миллионов рублей. Удастся ли в конце концов взыскать с расхитителей госсобственности причиненный ими ущерб или же их капиталы и связи сильней прокурорских полномочий?

- Уверяю вас, что закон выше возможностей и административного ресурса любого бывшего или действующего должностного лица, наработанных им связей и сколоченных капиталов. Правовые последствия наступят неотвратимо. В этом плане мы непременно будем последовательны.

- Привлечение в последнее время к уголовной ответственности ряда высокопоставленных чиновников свидетельствует о том, что разворошили серьезное «осиное гнездо». Как относиться к росту числа преступлений в сфере бюджетных отношений, использования государственной и муниципальной собственности, злоупотреблений должностными властными полномочиям?.. Эта тенденция статистики свидетельствует о нарастающих масштабах покушения на закон или же о повышении качества работы, усилении наступательности правоохранительных органов региона?

- Однозначно ответить на ваш вопрос будет неправильным. У этой проблемы две стороны. Одни уходят на скамью подсудимых, тут же появляются другие, не желающие жить в ладах с законом, стремящиеся что-то по-серьезному отжать, утащить, основательно обогатиться в надежде, что их не вычислят, что их досужие руки не угодят в браслеты, а изобретательный ум не найдет оценки в рамках уголовного кодекса. Они только потом, оказавшись за решеткой, понимают, как глубоко ошибались в своих криминальных помыслах, потому что, повторюсь, правовые последствия для совершивших преступления все равно наступают. И происходит это потому, что у общества налицо запрос на активизацию борьбы с преступностью, реализуя который, правоохранительные органы системно повышают качество и интенсивность своей работы, совершенствуют формы и методы имеющихся полномочий.

Так, в августе прошлого года Ленинским районным судом г. Ульяновска вынесен обвинительный приговор в отношении бывшего руководителя фирмы - застройщика А.М. Шмелева, обманувшего более 140 участников долевого строительства многоквартирного жилого дома и похитившего у них 240 миллионов рублей. Ему назначено наказание в виде 2 лет 10 месяцев лишения свободы в исправительной колонии общего режима.
При этом в прошлом году зафиксирован рост количества выявленных преступлений коррупционной направленности.

- На чем чаще всего горят коррупционеры?

- По-прежнему одним из самых распространенных видов коррупционных преступлений является взяточничество, составляющее около 60% от всех поставленных на учет. Также значительная доля в структуре коррупционной преступности сформирована за счет пресечения фактов хищения чужого имущества и растраты вверенных денежных средств, совершенных руководителями коммерческих и иных организаций с использованием своего служебного положения. Специфичным для данного вида преступлений является высокий уровень их латентности, обусловленной взаимной заинтересованностью сторон в исходе дела.

Необходимо отметить, что прокуратура Ульяновской области на основе анализа криминогенной ситуации ориентирует руководство правоохранительных органов на необходимость принятия дополнительных мер по активизации и повышению эффективности деятельности по борьбе с коррупцией, ход проведения такой работы находится на особом контроле. В этой части нужна системная и квалифицированная работа, а не отдельные громкие дела.

- Давайте поговорим о киберпреступности - сегодня без этой темы никуда. По данным Генпрокурора РФ, прозвучавшим на Первом международном форуме прокуроров в Санкт-Петербурге, развитие информационных технологий на фоне пандемии коронавируса обусловило взрывной рост киберпреступлений во всем мире. Любопытно, как на российской карте преступлений, совершенных с использованием информационно-коммуникационных технологий, выглядит Ульяновская область? С какими проблемами и вызовами теневой сети Интернет наиболее часто сталкиваются ульяновцы?

- Тревогу вызывают мошенничества, совершаемые с использованием средств мобильной связи. Жертвами чаще всего становятся пенсионеры и иные социально незащищенные категории граждан. Преступники используют разнообразные методы социальной инженерии, выдают себя представителями правоохранительных органов, банков, социальных служб, появляются сайты-клоны известных торговых площадок…

Обсуждение в прокуратуре области вопросов правоприменения в борьбе с киберпреступностью на заседании тематического координационного совещания показало, что специфика их совершения (использование подменных номеров, рандомных идентификаторов устройств IP-телефонии, переводы денег с использованием анонимных систем расчетов) обусловливает их низкую раскрываемость. Только 19-20% уголовных дел о телефонном мошенничестве оканчивается направлением в суд.

Анализ материалов уголовных дел говорит о том, что пострадавшие не во всех случаях были осведомлены о подобных преступлениях, в силу своей доверчивости они легко соглашались на уловки мошенников. Указанное свидетельствует о необходимости активизации работы по правовому просвещению населения. В этих целях разработан буклет для граждан с информацией о способах противодействия телефонному мошенничеству. По данной тематике обеспечено размещение в массмедиа 235 пресс-релизов и выступления прокуроров по телевидению.

Отмечу, что темпы прироста преступлений в сфере информационно-телекоммуникационных технологий в Ульяновской области ниже, чем в целом по России, а также в соседних регионах - Республике Татарстан, Самарской области, Республике Мордовии. Однако количество преступлений в этой сфере у нас остается достаточно высоким, и это не может не беспокоить нас.
В конце ноября прошлого года мы провели координационное совещание с правоохранительными структурами региона, на котором определились с необходимостью совершенствования методов противодействия киберпреступности, приняли решение разработать комплекс мероприятий для повышения нашей результативности в этом секторе преступности.

- Сейчас законодатель ведет активную работу по укреплению гарантий прав предпринимателей. Здесь у прокуратуры сложная миссия - вы должны стоять на страже закона и одновременно защищать права предпринимателей, которые иногда этот закон сами же и нарушают. В то же время бизнесменам зачастую приходится буквально продираться через бюрократические заслоны, а иногда и испытывать прямое давление со стороны правоохранителей.

- Стоит отметить, что согласно данным индекса «Административное давление - 2021», подготовленного уполномоченным при президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, Ульяновская область второй год подряд находится на 1-м месте в Российской Федерации как регион с наименьшим административным давлением на предпринимателей.

Вместе с тем не все так хорошо, как нам бы хотелось. В прошлом году были выявлены грубые нарушения закона при проведении плановых проверок, которые требуют самой строгой оценки, в том числе со стороны руководства области. Например, должностные лица управления по охране объектов культурного наследия администрации губернатора Ульяновской области вопреки требованиям законодательства осуществили проверку юридического лица в выходные дни, а также в нарушение установленного моратория организовали проверку субъекта малого бизнеса с последующим необоснованным возбуждением в отношении него дела об административном правонарушении. Конечно, такие факты не остаются без должного внимания с нашей стороны.

Под особым контролем находится реализация национального проекта «Малое и среднее предпринимательства и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». К сожалению, прокурорами в данной сфере выявляются множественные нарушения закона. Так, по направленным прокурором Чердаклинского района в следственные органы материалам проверки возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 159 УК РФ в отношении директора районного центра развития предпринимательства, которым были искусственно завышены сведения о количестве оказанных субъектам предпринимательской деятельности консультационных услуг, вследствие чего причинен ущерб бюджету области. Судом был удовлетворен иск прокурора Ульяновского района о взыскании с руководителя АНО «Центр развития предпринимательства в Ульяновском районе» денежных средств в размере 48 тыс. руб. за фактически не оказанные предпринимателям консультационные услуги в рамках реализации вышеупомянутого национального проекта.

СПРАВКА ПО МЕСТУ

При формировании ежегодного сводного плана проведения плановых проверок на 2021 год по итогам рассмотрения 2 886 предложений контролирующих органов прокуратурой области совместно с органами контроля были исключены 434 проверки, или 15% от числа предложенных, на 2022 год после рассмотрения 2 802 таких предложений исключены 726 проверок, или 26%. Основаниями для исключения намечавшихся контрольных мероприятий послужило их несоответствие законодательству.

С учетом поставленной президентом Российской Федерации на коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации задачи по повышению качества работы по защите прав предпринимателей и в целом по обеспечению надежности всего каркаса отечественной деловой среды, органами прокуратуры области совместно с представителями бизнес-сообщества приняты дополнительные меры в данной сфере.

В прошлом году нами совместно с уполномоченным по защите прав предпринимателей в Ульяновской области продолжена практика проведения личных приемов предпринимателей в режиме видеосвязи, в том числе по вопросам неисполнения муниципальными и государственными заказчиками обязательств по завершенным контрактам, незаконных проверок контрольных органов, несогласия с принятыми правоохранительными органами процессуальными решениями.

Например, по результатам вмешательства прокуратуры области управлением Роспотребнадзора по Ульяновской области прекращено производство по делу об административном правонарушении в отношении индивидуального предпринимателя, проверка которого работником данного ведомства была проведена незаконно, протокол осмотра помещений предпринимателя был составлен без участия понятых и применения видеозаписи.

- За последнее время особую остроту обрела тема охраны образовательных учреждений. Проверок и громких заявлений было немало. Как меняется ситуация на сегодняшний день?

- На территории области осуществляют свою деятельность 776 муниципальных и областных государственных образовательных организаций, в 2021 году нарушения были установлены на 170 объектах образования. К примеру, на 79 объектах прокурорами выявлены факты ненадлежащего функционирования системы внутреннего и наружного видеонаблюдения, отсутствия целостности ограждения. В настоящее время в сельских районах области имеются школы, охрана которых сотрудниками частных охранных предприятий не осуществляется ввиду отсутствия в таких поселениях лиц, имеющих соответствующие лицензии.

Всего в целях устранения нарушений закона в рассматриваемой сфере прокурорами в 2021 году внесены 93 представления (за 2020 год - 37), по результатам их рассмотрения к дисциплинарной ответственности привлечены 76 виновных лиц (за 2020 год - 47).

Кроме того, в прошлом году в суды с требованиями обязать образовательные организации оснастить здания видеонаблюдением, системой передачи тревожных сообщений, обеспечить металлоискателями было направлено 61 исковое заявление. По рассмотренным искам случаев отказа в удовлетворении требований прокурора не имеется. К примеру, все пять школ г. Новоульяновска в рамках исполнения судебных решений были обеспечены металлоискателями.

- Ситуация с лекарственным обеспечением льготных категорий граждан - как своеобразный гордиев узел. Из года в год идут разговоры о том, что жители области не могут своевременно и в полном объеме получать положенные им по закону лекарственные препараты, а узелок этот развязать никто не может. Информационные источники по-прежнему полны сообщениями о страданиях тяжелобольных людей, вынужденных обивать пороги чиновников. Особо горько становится, когда речь идет о детях, инвалидах… Возникает вопрос: есть ли системное решение этой проблемы?

- Не буду погружать вас и читателей в механизмы, регулирующие обеспечение граждан льготными лекарствами. Они весьма сложные, а потому регулярно приводят к системным сбоям. Приведу всего лишь несколько цифр. По данным министерства здравоохранения области, региональных льготников у нас 97,7 тыс., федеральных - 24,2 тыс. Следует отметить, что в числе федеральных льготников в основном граждане, страдающие хроническими тяжелыми заболеваниями, требующими длительного и дорогостоящего лечения. Это больные онкологическими заболеваниями, сахарным диабетом, бронхиальной астмой, хронической почечной недостаточностью…

Отправной точкой в обеспечении льготной категории лекарственными препаратами является специальный норматив финансовых затрат на одного гражданина. В 2021 году он составлял 929,80 руб. в месяц. Фактически же для обеспечения многих льготников данная сумма крайне недостаточна, потому как, например, стоимость тест-полосок для измерения сахара в крови составляет 600 - 1000 рублей в зависимости от типа и качества, стоимость инсулина на одного льготника - от 1 500 до 9 000 рублей в зависимости от вида, количества и дозы инсулина, стоимость противоастматических препаратов - до 2 500 рублей, препараты для лечения онкологических заболеваний - свыше 100 тыс. рублей за одну упаковку в месяц. При таком значительном разрыве между величиной норматива финансовых затрат и ценой на лекарственные препараты для льготников, страдающих тяжелыми заболеваниями, обеспечить непрерывный, своевременный и в полном объеме процесс льготного лекарственного обеспечения граждан представляется весьма проблематичным. В связи с этим дефицит финансирования на указанные цели из федерального бюджета в прошлом году составил около 600 млн рублей. Его пытались сократить за счет средств областного бюджета, но это удалось только частично. Практика прокурорского надзора свидетельствует о том, что явно недостаточно средств выделяется из регионального бюджета и на нужды областной категории льготников, на лекарственное обеспечение больных редкими заболеваниями, которых в области 149 человек.

Оценить потребность в лекарственных препаратах в соответствии со стандартами оказания медицинской помощи могут только медицинские организации, исходя из заболевания пациента. Наши проверки показывают, что эта работа подведомственными региональному министерству здравоохранения лечебными учреждениями организована весьма неудовлетворительно. При этом по-прежнему выявляются случаи несвоевременного проведения министерством здравоохранения торгов по закупке льготных лекарств.

Отмечу, что за прошлый, 2021 год прокуроры в 145 случаях обращались в суд за защитой прав граждан на получение бесплатных лекарств.

В настоящее время на исполнении в службе судебных приставов находится 91 исполнительное производство, возбужденное в отношении нашего областного минздрава, в том числе 74 судебных решения об обеспечении льготной категории граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями. В то же время длительное время не исполняются 11 судебных решений об обеспечении несовершеннолетних лекарственными препаратами, в том числе не требующими значительных финансовых затрат.

По изложенным фактам, формирующим крайне тяжелую ситуацию, в октябре прошлого года исполняющему обязанности председателя правительства Ульяновской области прокуратурой было внесено представление. Ко всему мы в конце прошлого года провели весьма обширную проверку с попыткой докопаться до всех тонкостей проблемы лекарственного обеспечения льготников, найти возможные правовые и чисто организационные варианты изменения ситуации. Сейчас мы уже поняли, где здесь конкретно наблюдается сбой и в чем его причины. Например, прокуратурой выявлены случаи несвоевременного проведения региональным министерством здравоохранения торгов по закупке льготных лекарств.

При проверке лечебных учреждений установлены факты искусственного занижения их руководителями заявок до 50% от потребности в льготных препаратах и медицинских изделиях, предоставляемых за счет средств федерального бюджета. В результате сотни инвалидов, в том числе детей, получили лекарства и технические средства реабилитации лишь в результате прокурорского вмешательства.

- Некоторое время назад прокуроры говорили о необходимости усиления функции надзорного органа и расширения его полномочий. Ваше мнение на этот счет сегодня - полномочий хватает?

- Сегодня у прокуратуры как единой централизованной системы очень широкие полномочия. Статус нашего ведомства имеет под собой конституционную основу, а закрепленные законом средства и методы прокурорского надзора позволяют не только быстро пресекать нарушения законодательства, но и устранять их причины. Роль прокуратуры заметна и значима практически во всех сферах жизни, во всех отраслях правового регулирования.

Учитывая выполнение прокуратурой важнейших функций по соблюдению прав, законных интересов граждан и государства, ее конституционно-правовой статус в прошлом году был значительно усилен. В том числе закреплены ключевые полномочия по надзору за соблюдением Конституции и исполнением законов, повышены гарантии независимости и прозрачности работы прокуратуры.

Так что полномочий и компетенции у нас достаточно, чтобы высокоэффективно обеспечивать реализацию возложенных на прокуроров задач.

- В связи с 300-летием прокуратуры президент России Владимир Путин подписал указ о праздновании этой даты. Поделитесь планами, как прокуратура области проводит праздничные мероприятия?

- 300-летие прокуратуры - особая, значимая дата. То, что президент России издал по этому поводу специальный указ, свидетельствует об особой значимости и эффективности института прокуратуры в системе органов государственного управления.

Во все времена работник органов прокуратуры России был, есть и будет образцом честности, неподкупности, твердости духа и приверженности Закону. Авторитет данного высокого звания скреплен традициями, заложенными десятками поколений защитников прав граждан и интересов общества в синих мундирах. Именно эта связь, пронизывая структуру прокуратуры как уникального института в системе государственных органов прочными доверительными межличностными отношениями, позволяет эффективно выполнять поставленные руководством страны и ведомства задачи.

Поэтому и к празднованию этой даты мы подходим с гордостью, реализуя целый комплекс мероприятий.

В 2021 году открыли две мемориальные доски участникам Великой Отечественной войны и ветеранам органов прокуратуры Разнику Абраму Марковичу и Хаустову Николаю Петровичу. В честь фронтовика, заслуженного юриста РСФСР, почетного гражданин Ульяновской области, который руководил региональными органами прокуратуры 16 лет, Федора Васильевича Жданова возле его дома в парке им. А. Матросова посажена кленовая аллея.

Проведена правовая олимпиада среди школьников. Продолжаем организовывать встречи с учащимися и студентами вузов, на которых наши работники рассказывают об истории органов прокуратуры, их современных задачах и примерах реальной защиты прав граждан.

Была открыта историко-документальная выставка во Дворце книги - Ульяновской областной научной библиотеке им. В.И. Ленина, экспонаты которой рассказывают о становлении прокуратуры, ее работниках и деятельности.

В социальных сетях и в сегменте прокуратуры области на едином портале прокуратуры Российской Федерации создали ряд рубрик, в которых систематически размещаем информацию об интересных случаях из прокурорской практики, о сотрудниках прокуратуры, сражавшихся на фронтах Великой Отечественной войны, о наших выдающихся пенсионерах.

К 300-летию прокуратуры России мы создали специальный фильм, выпустили юбилейную книгу, которую в самое ближайшее время передадим в библиотеки и образовательные учреждения.

В ознаменование этой даты проведен ряд спортивных турниров.

Наиболее значимые общественные мероприятия будут нами реализовываться и в 2022 году.

- Кстати, День прокуратуры и День российской печати отмечают почти одновременно. Такое соседство по датам, может, непростое совпадение? Насколько мы нужны друг другу?

- Думаю, что да, календарное наше с вами соседство - это непростое совпадение. Три столетия назад Петр Первый создал прокуратуру России на заре самых смелых своих реформ с той целью, чтобы по-настоящему заработал запущенный им механизм преобразований. Император был, как утверждают историки, не просто жаден, а алчен до новых знаний, открытий. Заложник кипучей энергии, великий монарх эти знания хотел нести в массы, он видел Россию образованной великой державой. Для этого ему нужна была массовая трибуна, коей и стала первая газета. Насколько мы нужны друг другу? Ответ на этот вопрос дало время: мы нужны обществу, государству, значит нужны и друг другу.

Надя АКУЛОВА