Добрый день, неутомимые читатели канала!
Во второй истории нового цикла про увлеченных своим делом томичей, вас ждет рассказ о фотографе, запечатлевшем несколько десятков лестниц Томска.
Биографическая справка:
Елена Валериевна Индаева - родилась в Томске, детство провела в поселке Орловка Томского района, с 7-го класса школы с семьей переехала в Томск, с отличием защитила диплом магистра Геолого-географического факультета ТГУ по специальности «Литология», в настоящее время работает инженером в лаборатории седиментологии АО «ТомскНИПИнефть».
Елена увлеклась фотографией в 2007 г., вскоре наметился список интересных для съемки тем: «Архитектура», «Город», «Природа», «Портрет». Однако прошло еще несколько лет, прежде чем Елена нашла свою главную тему.
Совсем недавно (декабрь 2021-январь 2022 гг.) в Томском областном художественном музее прошла первая персональная выставка фото-работ Елены, «Лестницы Томска: виды и смыслы». Символичным стал и выбор выставочной локации: широкая парадная лестница музея, спиралью ведущая посетителей к другим экспозициям.
Лестница музея смогла принять 14 работ Елены, малую часть уже отснятых городских лестниц но достаточное количество для первого показа широкой публике.
Что можно сказать о лестнице в символическом плане?
При всей явной утилитарности назначения лестница - объект многозначный. На ум приходит целый ряд образов: связующая нить и мост между мирами, постепенность карьерного и личностного роста, прогресс и эволюция, нисхождение и регресс... Не станем утомлять дальнейшим перечислением смыслов, обнаруживаемых при регулярных восхождениях и спусках кабинетными философами или скромными практиками пеших подъемов. Важно, что в фотографиях Елены весь этот «сад расходящихся мнений» открыт вдумчивому глазу наблюдателя, и каждый волен пойти своим путем в интерпретации фоторабот Елены. Не говоря уже о том, что вся эта серия обладает тщательно выстроенной композицией, естественной насыщенностью цветов и просто приятна глазу.
Смысл серии для автора?
Елена рассказала, что в работе над серией ей хотелось бы отразить два важных момента: успеть снять старинные и ветхие лестницы Томска до их полного разрушения или реконструкции и составить картину «богатого внутреннего мира» города, скрытого за фасадами известных особняков, широко представленных в открытых источниках.
Как проходили съемки серии?
По признанию Елены, главной трудностью съемочного процесса был поиск нужного ракурса, способного передать стороннему наблюдателю настроение и эмоцию автора.
Главной, но далеко не единственной: многие объекты съемки располагались в режимных местах, закрытых для простого наблюдателя. Лестницы в здании областного суда, в главных корпусах госуниверситета и медицинского, психиатрической больнице в Сосновом бору - все они потребовали специальных согласований и оформления разрешительных документов.
В работе Елены с томскими лестницами случалось разное: бывало при ожидаемой затрудненности доступа к объекту, съемка проходила на удивление легко и фотогенично (как, например, съемки лестницы в Успенской старообрядческой церкви на ул. Яковлева). То вдруг между Еленой и объектом фотофиксации возникали внезапные препятствия (следствие бушующей пандемии) и доступ оказывался временно закрыт.
Что будет дальше?
Из музея фотовыставка на продолжительное время переехала по месту постоянной работы Елены - в научно-исследовательский институт АО «ТомскНИПИнефть». Разумеется, представленные публике фотографии будут пополнятся и выставляться на других доступных площадках Томска. А пока тема городских лестниц в коллекции Елены насчитывает почти 700 авторских снимков, которым еще предстоит пройти строгий отбор для новой встречи со зрителем.
Следите за новостями в вашей новостной ленте, заглядывайте на страницы Елены в инстаграм: https://www.instagram.com/elena_indaeva/