#КорольЛир #ЮрийБутусов #ТеатрВахтангова ⠀
В одном не очень удачном интервью Тимофей Трибунцев рассказал, как Юрий Бутусов пытался однажды поставить «Ревизора» в Сатириконе, а получился «Король Лир». И вот под занавес 2021 года неожиданная параллель догнала вдруг меня. После странного предпоказа полуспектакля «Р» («Ревизор») буквально на следующий день у меня был запланирован «Король Лир» того же Юрия Николаевича, но на этот раз в театре Вахтангова. Настоящий новогодний подарок.
Когда армия поклонников режиссёра, готовых любой его насморк принимать за шедевр, ширится с каждым днём, именно этот спектакль многими оказался недооценённым. В том числе масочными и диванными экспертами. А я смотрю и понимаю, что через 3 года «Король Лир» станет таким же культовым, как «Бег», до которого публика просто не доросла. Потому что в спектакль нужно всматриваться. Одного просмотра – решительно недостаточно.
⠀
И тогда за общим взрывным впечатлением можно будет рассмотреть не самые яркие, но такие важные детали. Как трясётся кисть руки внешне холодной (даже без всего этого мелового грима) и почти безэмоциональной Гонерильи в момент проклятий беснующегося Лира. Как нос к носу режиссёр сталкивает жертв и палачей. И в этих очных ставках убийцы выглядят бледнее. Как одинокий дельтаплан лавирует высоко над сценой в белом молоке шторма. Как падают стулья тех, кто поскользнулся на крови. Как мученик, предчувствуя трагедию, облачается в белое. Как разбегаются земли королевства несколькими перевёрнутыми коронами. Как одинокий бокал балансирует на краю шатающегося стола. Каждая деталь (всё и не упомнить) отточена, каждая сцена сгущена, каждый символ прирастает головами.
Над рациональным доминирует стихийное, бедственное. Кровавая луна всему виной. Два странных сближенья спутника с землёй закольцовывают драму. Первое – Геката требует жертв. Меланхолия нависшей над сценой гигантской луны давит на каждого: кто не хочет быть раздавленным, должен раздавить. Второе – Геката умиротворена, но маятник кровавых убийств уже не остановить, он лишь качнулся в другую сторону.
Совершенно по-другому мне теперь видится история шута. И кажется, что она на поверхности была с самого начала. В этой версии спектакля король и шут – больше не отражение друг друга. Лир с самого начала и до конца – цельная личность, не распадающаяся на полутона. Ну, вспылил малька, с кем не бывает. А потом и в лужу сел. Тоже сам. Раскаялся. Простые ошибки непростого человека.
⠀
Шут же для Лира-Артура Иванова здесь метафизически становится отражением изгнанной дочери Корделии. Обоих персонажей играет Евгения Крегжде. Это голос справедливости, голос милосердия, голос надежды, голос прощения, голос отмщения. И этот голос – Корделии. Через маленького шута он звучит в голове старого «дяденьки». И вместо того, чтобы убить этот фантом, как в сатириконовской версии, Лир укрывает шута, как ребёнка, в шалаше. Он готов отдать себя на растерзание ветра, лишь бы спасти эту тонюсенькую и, может быть, выдуманную связь между отцом и дочерью.
Юрий Бутусов в одном из интервью кокетливо сказал, что, мол, не знает, о чём ставит спектакли и ждёт, когда критики расскажут ему, о чём это было. Читая последние откровения режиссёра, я всё чаще думаю о том, что он ведь был прав и очень часто не понимает, что ставит. И мы не понимаем. И нужно время постоять под этим потоком мысли, чтобы в очередной раз сказать себе: да тут всё ясно… Ни хрена тебе не ясно, дяденька.
⠀
#кудапойти #чтопосмотреть #афишамск #театрымосквы #театральный #театральнаямосква #театр