Найти тему
Дилетец

Культ Змея.

Как известно, культ Змея очень древний культ, который имел большое распространение на Древнем Востоке, и хотя этот древний культ связывают земным плодородием эта связь не совсем точна. Среди русской былинной богатырской триады, только у богатыря Ильи Муромца не было поединка со змеем, в отличии от Добрыни Никитича и Алеши Поповича. Но Илья Муромец имел отношения с великаном Святогором, воевал с великанами и скандинавский ас, бог Тор. И здесь прослеживается очевидное соотношение, что князь Владимир относился к Илье Муромце, как бог Один к богу Тору. Очевидно, что князь Владимир в былинах выполнял роль верховного жреца, а его жена княгиня Апраксия была верховной жрицей, которая потом стала считаться мачехой. Если князя Владимира Илья Муромец спасает от многочисленных татар, то княгиню Апраксию и княжну Забаву спасали от Змеев. Здесь триады Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович и князь Владимир, княгиня Апраксия, княжна Забава уже делятся на соответствующие пары: князь Владимир и Илья Муромец, княгиня Апраксия и Алеша Попович, княжна Забава и Добрыня Никитич. Судя по всему первоначально княгиня Апраксия рассматривалась как супруга Тугарина Змеевича, священный брак который разрушил Алеша Попович. Любопытно, то что имя Апраксия созвучно имени греческой богини Персефоне, с которой сошелся бог Зевс в образе змея, от него она родила Сабазия (Загрия), к тому же у скандинавского бога Одина был жена с именем Фригг. Уже в христианстве образ былинной княгини Апраксии нашел свое воплощение в образе святой Параскевы Пятницы. В житии святой Параскевы Пятницы упоминается некий военачальник, который ее безрезультатно домогался. Когда святая Параскева с гневом отвергла его домогательства, военачальник повесил ее на дерево и стал драть ее железными когтями. Эта пытка святой Параскевы очень напоминает одну из пыток святого Власия, которого так же повесели на дерево и строгали железными орудиями. Святая Параскева отличалась еще и тем, что очень недолюбливала идолов Аполлона и поклонялась первомученице Фёкле.

(иллюстрация из открытых источников)
(иллюстрация из открытых источников)

Как известно первомученица Фекла первоначально была женой Фамира, но встретив апостола Павла с Варнавой уверовала в Христа, и стала гнушаться своего мужа. Тогда связали апостола Павла и посадили в темницу, но Фёкла подкупив стражу проникла в темницу, чтоб поклониться апостолу Павлу. В доме потом возникла тревога и обнаружили в темнице апостола Павла вместе с Фёклой. Их из темницы вывели вместе, после чего отец Фёклы Феоклий решил сжечь свою дочь. Этот сюжет с первомученицей Фёклой очень похож на былину, в которой князь Владимир поссорился с Ильей Муромцев и заточил его в темницу, а потом в темнице его навещала дочь князя Владимира. А когда явился Калин-царь, потребовав чтоб его поили сладкими винами, пришлось Илью Муромца из темницы выпускать по предложению дочери князя Владимира. В русской народной сказке «По щучьему велению», где роль былинного Ильи Муромца выполнял Емеля-дурак, его и дочь царя закатали в бочку и сбросили в море. Но в житии есть эпизод неудавшегося сожжении первомученицы Фёклы, напоминающий ритуал сожжения чучела на празднике масленицы. По сути здесь очевидны типичные проявления охотничьих культовых обрядов. Но с наступлением неолитической революции система обрядов стала меняться и переосмысливаться. Ломка сознания при переходе от присваивающегося хозяйства к производящему хозяйству нашло воплощение в культе змееборства. Для древних Змей был не просто символом плодородия, а символом собирательства, как занятия. И здесь большую роль стал играть культ дочери князя, царя, а точнее дочери верховного жреца, мага. В сказках, как в легендах, дочь царя должна была привнесена в жертву чудовищу, от которой спасал герой. В христианстве роль жертвы, дочери царя выполняла святая Фёкла, ее даже отождествляли с греческой богиней Артемидой, которую не захотели растерзать звери, при этом публичное ее обнажение перед людьми не считалось чем то греховным и постыдным. Смерть святой Фёклы наступила тогда, когда развратные юноши, ведомые похотливыми желаниями погнались за святой Фёклой, тогда святая Фёкла взмолилась Богу, каменная гора расступилась и приняла святую в свои недра. Гибель святой Фёклы очень похожа на гибель девушек бога Аполлона, от которого они убегали, например нимфа Дафна. То есть первоначально прототипом святой Фёклы были возлюбленные бога Аполлона, бога охоты.

Святая великомученница Фёкла. (иллюстрация из открытых источников).
Святая великомученница Фёкла. (иллюстрация из открытых источников).

Бога Аполлона справедливо и обосновано сравнивают с индийским богом Рудрой, тоже богом охоты, у которого была жена Сати, дочь властелина всех созданий Дакши. Согласно известному мифу Дакша устроил первое жертвоприношение на вершине горы Химават, пригласив всех богов кроме Рудры, Сати на это обиделась и бросилась в огонь. Это разгневало бога Рудру, он явился на это жертвоприношение и устроил погром. Этот погром бога Рудры на жертвоприношении бога Дакши, очень похож погром устроенный Ильем Муромцем в царевых кабаках. Но в этой былине, когда Илью Муромца заточают в темницу к князю Владимиру является непрошеный Калин-царь, чтоб напиться вином. Любопытно и то, что женой у бога Дакши считалась либо Вирини, либо Прасути, имена созвучные имени жены князя Владимира Апраксии.

Жена бога Рудры Сати, после своей гибели имела множество воплощений и реинкарнаций, к тому же бог Дакша имел большое количество своих дочек. Но с переходом на производящее хозяйство в ходе неолитической революции изменилась сама мифология и символом этой неолитической революции стала победа над гигантским змеем. В Индии это победа Индры над Вритру. Но первым, кто считается победил змея, было божество разряда Энки, Эа, в русских преданиях это был Никита Кожемяка, который победил Змея, потом его запряг и вспахал так землю. В древнеиндийской мифологии после неолитической революции произошла полная смена верховного жречества, Вишварупа, сын Тваштара, жрец богов был убит богом Индрой, а Васиштха, сын Урваши, отказался быть верховным жрецом у асур. После таких событий верховным жрецом у богов стал Брихаспати, в Греции он был известен как царь Эврисфей, в Иране как Афрасиаб, царь Турана, известный в Авесте как Франграсйан. Это может указывать, что обилие в в русской сказочной мифологии такого персонажа как сказочный Змей, что предки русских были участниками неолитической революции при переходе на производящее хозяйство, земледелие. Не случайно же, что именно у греческой богини Деметры была колесница запряженная драконами.