Статья про самые распространённые психологические эффекты, которые бессознательно управляют нашей жизнью и нашим поведением. Будет интересно, усаживайтесь поудобней.
Эффект Пигмалиона
Первая вещь, про которую я часто пишу – это эффект Пигмалиона. Когда мы ожидаем определенный вариант развития событий, и именно этот вариант приходит в нашу жизнь. Само исполняющиеся пророчества.
Я жду, что все мужики козлы, и действительно, вокруг меня одни козлы. Я думаю, что этот человек плохой, и он действительно ведет себя плохо.
То, во что мы верим, то в нашей жизни и работает.
Парадокс выбора
Парадокс выбора – чем больше у нас вариантов, тем сложнее сделать выбор. Проводилось множество экспериментов, в которых было доказано, что оптимальным является выбор из 8-10 вариантов. Если вариантов меньше 8, то можно просто не найти подходящий, а если больше, то уже возможен как раз-таки уход от принятия решения.
Один из экспериментов в магазине: сначала на прилавках было 6 вариантов джема, а потом увеличили до 24 вариантов. И смотрели на покупательскую активность. Когда было слишком много вариантов, покупки практически не совершались, люди подходили, смотрели, но ничего не брали. Вспомните ситуацию с Буридановым ослом, который находясь между одинаковыми копнами сена умер от голода. Как вы понимаете, этот парадокс работает не только с джемом или с сеном.
Этот эффект мы наблюдаем при поиске подходящего партнера. Если количество вариантов потенциальных партнеров уже слишком большое, то нет возможности остановиться на ком-то одном.
Эффект негативности
Эффект негативности говорит о том, что человек гораздо внимательнее относиться к негативной информации, нежели чем к позитивной. Вспомните любые новости – кому интересно смотреть про то, что у нас все хорошо? А вот какой-то треш всегда привлекает наше внимание. Потому что мы считываем для себя опасность и хотим себя защитить, поэтому нам и интересны негативные вещи больше, чем позитивные.
Вы будете гораздо внимательнее обсуждать чей-то развод, чем чью-то свадьбу.
Эффект посадки в лужу
Существует такой парадокс – статусный человек, который допускает ошибку нам нравится больше, чем идеальный статусный человек. Мы по-разному относимся к ошибкам других людей, и наше отношение к этим ошибкам зависит от нашего мнения об этом человеке.
Проводился забавный эксперимент - участникам дали прослушать интервью двух студентов. Сообщалось, что один из них продемонстрировал очень высокие оценки теста на интеллект. А вот другой, наоборот. Т.е. одного преподнесли как умного, а второго как дурочка. В конце интервью слышался шум и раздавался возглас: “Боже мой, я пролил на себя кофе!” Так вот.
Если оплошность допустил умный - то участники эксперимента начинали относиться к нему еще лучше: такой талантливый, но совершает глупости, так же как и я.
Но если кофе проливал якобы глупый - это окончательно рушило его имидж: Что за идиот? Даже кофе не способен выпить.
Соответственно, кому-то мы прощаем ошибки, а кому-то нет.
Эффект статус-кво
Простым языком - это наше желание находиться в зоне комфорта. Люди желают, чтобы вещи оставались прежними. Эффект возникает из-за того, что ущерб при потере оценивается как больший, нежели выгода от полученных изменений. Опять же было проведено много опытов, которые это доказывают. Допустим, эксперимент с потреблением электроэнергии. Компания предложила своим потребителям различные варианты оплаты своих услуг, т.е. сетку тарифов по соотношению цена-качество. И один из вариантов был отмечен как текущий. Около 60% выбрали текущий вариант, хотя там был и другой, в котором платить можно было меньше.
Ошибка выжившего
Ошибка выжившего говорит нам о том, что мы судим об успешности, только на основании тех, у кого эта успешность появилась. Какой-то человек стал успешным, значит то, что он делает – работает. И мы начинаем смотреть на то, как у них это получилось. Но никто не смотрит на опыт тех, у кого что-то не получилось, хотя там тоже можно чего-то интересного для себя найти.
Обычно приводят в пример дельфинов. Дельфины помогают людям выплыть из моря и спастись. Но мы никогда не узнаем, скольких людей они не спасли, а может быть наоборот, помогли им утонуть.
Эффект Кулешова
Эффект Кулешова – это такая особенность нашей психики делать выводы исходя из контекста, который нам виден.
Проводили эксперимент: снимали видео, в котором сидит актер и смотрит в даль. А потом к этому кадру подставляли другие контексты:
Смотрит вдаль и следующий кадр - тарелка горячего супа. Зрителям казалось, что человек голодный. Смотрит вдаль и следующий кадр - девочка играет с игрушками. Зрителям казалось, что человек умиляется девочкой.
А по факту кадр был один и тот же, менялся только контекст... Поэтому мы обычно делаем выводы исходя из того, что мы видим.
Вот такие психологические эффекты, замечали ли вы их в своей жизни?
Читайте мою статью, в которой я разбирала еще один психологический эффект – эффект недоступности, который очень часто встречается именно во взаимоотношениях с другими людьми и каждому обязательно нужно об этом знать.
И подписывайтесь на мой телеграм канал, где я так же пишу для вас полезные посты на тему психологии отношений.
#психологические эффекты #психология #эффективная коммуникация