Уже замечено, сколько бы раз не обсуждали тему, не объясняли что-то непонятное, то всё равно, рано, или поздно эта тема снова всплывает в обсуждениях. Снова и снова задаются вопросы... и, пони бегает по кругу.
Давайте, теперь и я попробую объяснить, что такое водоизмещение, что такое дедвейт, и, самое главное, что же всё таки это такое - регистровый тоннаж, или гросс-тоннаж.
Объяснить попробую в самой простой форме, максимально понятной для тех, кто совсем не в теме. Поэтому никаких формул, ни к чему они тут.
Запутанность в понятиях имеет место быть. Чаще всего из-за того, что эти понятия как-то вольно истолковывают люди, которые далеки от темы. Например, журналисты в погоне за новостями. Нет, есть журналисты, профессионалы в этой теме, которые ляпов не допускают. Беда в том, что эти профи чаще всего пишут на специализированных ресурсах, а туда простой читатель не часто заглядывает. Ну, а другие журналисты, те... как-то не особо заморачиваются понятиями и терминами, гвоздят в погоне за сенсацией.
Могу привести пример. Когда произошёл аварийный случай с круизным лайнером VIKING SKY у берегов Норвегии в 2019 году, то многие новостные ресурсы, описывая лайнер, заявляли, что водоизмещение у этого судна аж 47 842 тонны. Много это, или мало? Ну, вот, авианосец KARL WINSON, у него водоизмещение - 97 000 тонн. Вот такой круизный лайнер, вполовину водоизмещения авианосца.
Разгадка таких цифр в описании круизника проста, журналисты побежали добывать информацию в Википедии. И в характеристиках сразу же наткнулись на слово tonnage. В чём выражается водоизмещение? В тоннах. Вот и всё, берём первую цифру с тоннами, вот вам и водоизмещение. А GT, это уже не важно, у них там в морях всё не по людски, какие то кабельтовы, мили, палубы, трапы...вот и gross tonnage из той же серии. Скромные тонны дедвейта, упомянутые там же, в Вики, всего 4 826 тонн, никак не смутили журналистов. Так и пошло-поехало. Одни взяли цифры из Вики, другие перепечатали у других. Ну, а люди то читают, и пошло-поехало дальше.
Так, что... приступим.
Водоизмещение - Displacement.
Я специально даю английский вариант терминов, чтобы было проще потом разобраться...ну, если где вдруг встретится, или нужно поискать какую-либо информацию самому, в том числе и на забугорных сайтах.
Важная характеристика судна. Что это такое, водоизмещение, в общих чертах знают многие. И водоизмещение равно весу вытесненной воды. Но иногда возникает вопрос, когда рассказывается о каком-либо судне - а какое у него водоизмещение? И тут можно задать встречный вопрос - а какое именно водоизмещении интересует?
1. Водоизмещение порожнем или Lightweight tonnage (может встретиться такое - Light Displacemen Tonnage - LDT)
Когда судно после постройки только поставили на воду, ещё нет никаких запасов топлива, масел, воды. Нет никаких запчастей в кладовках. Нет экипажа, нет его вещей, нет провизии для экипажа - на воде стоит просто, грубо говоря, железная коробка. Эта коробка тоже вытесняет воду, и это водоизмещение, в таком состоянии судна, это и есть водоизмещение порожнем. И вытесненная вода по весу, равна весу самого судна.
Когда судно заканчивает свой жизненный путь, его продают на разделочные пляжи, где судно разберут и пустят переплавку. Как же оценить судно, которое идёт на разделку? По длине? Ширине? Осадке? Нет, судно продают на вес. И именно по водоизмещению порожнем. Записано в документах LDT - 3 000 тонн. Цена лома на момент продажи - 100 долларов. 3 000 х 100 = 300 000 долларов. Вот столько и дадут за это судно. Цифры, приведённые выше, конечно же, условны. Актуальные цифры, это на момент продажи судна. Плюс там есть некоторые повышающие и понижающие коэффициенты для торгов, но сам смысл таков - судно оценивают по водоизмещению порожнем.
2. Стандартное водоизмещение или Standart Displacement Tonnage (SDT).
Ну, вот вы на построенное судно, загрузили необходимые запчасти, припасы, загрузили туда же экипаж с чемоданами, но не залили танки запаса топливом, маслом и водой. Это и есть стандартное водоизмещение.
3. Полное водоизмещение или Full Load Displacement Tonnage/
А это, когда уже вы полностью загрузили нужные припасы, загнали на борт экипаж, топливные танки залили топливом, масляные цистерны - маслом, а танки запаса воды - водой, грузовые трюмы или грузовые танки приняли положенное количество груза, это и будет полное водоизмещение судна.
==============================================================
И вот тут есть нюанс. Зачастую в перечислении характеристик какого-либо судна напрочь отсутствует это самое водоизмещение. Ни водоизмещения порожнем, ни полного водоизмещения. Зато есть какой-то дедвейт, который тоже выражен в тоннах.
Так, вот. самая главная характеристика грузового судна, предназначенного для коммерческих (да и некоммерческих тоже) перевозок груза, это то, сколько груза может перевезти это судно. Именно эта характеристика больше всего интересует потенциального грузоотправителя или фрахтователя.
На житейско-бытовом примере. Вам надо перевезти тонну песка или щебня. Вы же будете искать грузовик с определённой грузоподъёмности, а не спрашивать какая максимальная масса снаряжённого грузовика. И, конечно же, можно и десятитонный самосвал зафрахтовать ради тонны песка, но там и оплата будет несколько другая. Поэтому вы и будете искать самый оптимальный вариант для перевозки вашего груза. Самосвал на тонну-полторы.
Вот поэтому характеристики грузового судна выглядят так : длина-ширина-осадка-дедвейт. Если уж нужны полные характеристики, что ж, для этого есть специализированные сайты, вот там уже расписано.
Военный корабль грузов не перевозит, поэтому там и указывают только водоизмещение, обычно полное, если не указано другое.
==============================================================
Так, вот, к дедвейту.
4. Дедвейт или Deadweight (DWT).
Ну, здесь тоже всё не слава Босху. Казалось бы, ну, примите одно понятие и пользуйтесь. Нет же, и тут накрутили.
Дедвейт, это вес всего, что есть на борту, все запасы-припасы, весь груз. От полного водоизмещения вычитаем водоизмещение порожнем, получаем дедвейт судна.
Но в коммерческом судоходстве есть и такое, как чистая грузоподъёмность ( DeadWeight Cargo Capacity, DWCC). Это максимальное количество груза, которое можно принять на борт по грузовую марку. Величина изменяемая - меньше взяли топлива, ещё чего то там, больше взяли груза.
А вот постоянная величина, это полный дедвейт ( DeadWeigt All Tonnage - DWAT) - здесь уже учитывается всё, и полный груз, и экипаж по весу, и прочие запасы в максимальном варианте.
Чаще всего указывают просто дедвейт, если уж кому надо, то он найдёт полную информацию по интересующему его судну.
Так, уже длинно получается. Поэтому пост пилю на две части. Во второй части и разъясню про этот загадочный гросс-тоннаж - откуда, почему и зачем.