Найти в Дзене
⚡ Инженерные Знания

7 заповедей настоящего инженера

Оглавление

Опыт работы часто бывает иногда даже более важен, чем любое образование. Секреты мастерства передаются из поколения в поколение и обычно оказываются за кадром стандартной программы. Когда-то такие знания были уделом избранных и считались семейным достоянием. Кузнецы, плотники, физики, алхимики...Все их наработки предавались только одному единственному ученику и хранились в секрете.

Тайные знания
Тайные знания

Я решил собрать семь самых интересных на мой взгляд инженерных наработок, которые проверил на собственном опыте и о которых нельзя прочитать ни в одном учебнике.

Эти "заповеди" позволят немного иначе взглянуть на проблемы, ну и научиться решать их быстрее. Применить такие знания можно везде - начиная от конструирования ракеты и кончая изготовлением зимнего дачного водопровода.

Чем проще механизм, тем меньше вероятность его сломать

Возможно вы замечали, что простые механизмы типа обычной мясорубки или велосипеда ломаются крайне редко?

Для вывода их из строя нужно или сломать сам корпус/раму, или испортить ту единственную подвижную часть, которая является основой конструкции.

Мясорубка
Мясорубка

Всё потому, что чем проще конструкция изделия, тем сложнее вывести такое изделие из строя. При решении инженерных задач всегда старайтесь делать все наиболее простым.

Если вы помните теорию вероятности, то вероятность отказа сложного механизма складывается из вероятностей отказа каждого узла, составляющего конструкцию. Вероятности просто перемножаются. Чем больше таких узлов, тем больше и вероятность выхода из строя всего механизма.

Резюме: Конструкция должна всегда быть максимально простой

Не мешай машине работать!

Это убеждение часто считают сомнительным и приписывают сюда лень. Мол не хочет человек лишний раз руку приложить и ездит на скрипучем автомобиле. Или работает розетка кое-как, а лезть человек не хочет исправлять! Вот лентяй!

Детали
Детали

На самом же деле, любой ремонт - это стресс для оборудования.

При попытке заменить старую розетку, всегда велик риск сломать провода, выходящие из бетонной стены. При попытке поменять масляный фильтр у машины иногда можно ручкой ключа оторвать что-то лишнее. При сборке-разборке узла велик риск, что болтик сломается в резьбе и наградит вас незабываемым моментом высверливания.

Кроме того, даже изношенные детали иногда входят в некоторый "безизносный режим" и работают так потом годами.

Принцип "быстрого реагирования" на предстоящий отказ хорош, когда у вас есть целый набор запчастей, лишнее время или же обслуживаемое оборудование относительно новое. В других случаях нужно десять раз подумать, прежде чем полезть ремонтировать работающий узел и сопоставлять риски и выигрыш от ремонта.

Резюме: Лишний раз не ремонтируй то, что ещё поработает, если нет лишнего времени и кучи запчастей

Сколько не планируй, а на практике всё получится иначе

Часто при решении стандартных задач кажется, что вот запланирую я некоторый процесс и всё пойдет обязательно так, как мне кажется. Если есть опыт проведения такого процесса, то, скорее всего, всё действительно будет более или менее близко к ожидаемому.

План
План

На практике же часто бывает, что:

  • начал откручивать - уронил гайку в двигатель
  • начал красить - вспенилась грунтовка
  • начал пилить - сломал единственную ножовку

Часто доходит до смешного. И, конечно же, найдется тот, кто назовёт это "кривыми руками". Вот только он будет неправ и рано или поздно сам полезет откручивать болт и провернет его головку ключом.

Резюме: В инженерном деле нельзя однозначно сказать, что и как получится. И за какое время

Физика - наше всё

Нельзя говорить ни о разработке, ни об эксплуатации, ни даже о ремонте какого-либо механизма, если не знать все основы физической теории. Физика жестоко покарает вас, если вы не включите голову вовремя!

Ньютон покарает!
Ньютон покарает!

Есть люди, которые обладают природным чутьем. Они и без лишней теории понимают, что вот так вот и вот так вот - будет плохо.

Остальным нужно иметь в голове минимум теории. И это только кажется, что время будет выброшено, а практика сама всё покажет. Практика и правда всему научит, но сначала у вас разок разорвет морозом водопровод, который вы собирали пару недель или оторвется колесо, которое вы по совету мужиков во дворе решили притянуть водопроводной трубой "как можно сильнее".

И уж промолчим про случаи, когда человек, уж извините, решает сходить в туалет на электрический щит в подвале. Скажите, что это откровенная глупость? Нет! Далеко не всегда. Такое происходит часто от усталости или замыливания глаза (не в примере с туалетом :)...)

Резюме: Общая грамотность и для инженера, и для практика очень важна. Физика наше всё!

В инструкции всегда всё чуточку лучше, чем в жизни

Тут шутка, как с мебелью из известного магазина. Открываем сопроводиловку к оборудованию и видим, как там всё хорошо и складно получается.

На практике же имеем обратную ситуацию - то футеровка печи обсыплется, то к стартёру автомобиля согласно инструкции и не родившись осьминогом не подлезть, а то и монтажные отверстия не совпадает с указанной точкой.

Проблема в том, что любая инструкция обычно исходит из идеальной ситуации. Когда всё чистое, всё новое, ничего не деформировалось. Да и то часто инструкция не помогает, потому что сталкиваешься с браком. Вот купил я тут термостат и в инструкции сказано - обожмите нулевой провод клеммой. При этом клемма сорвана с завода и не прижимает. Пришлось паять!

Есть и противоположные ситуации. В них инструкция наоборот слишком сгущает краски. Скажем. запрещает открывать горячую печку, чтобы не было термоудара по футеровке (что, кстати, правильно, но не для всех температур).

Кстати, случаются и такие ситуации, когда инструкция противоречит физике. Тут мы должны ориентироваться на свои собственные знания и здравый смысл, только на всякий случай себя всегда нужно перепроверять. Так, клемма из примера выше в стандартном варианте и без дополнительной пропайки сгорела бы.

Резюме: Инструкцию обязательно нужно изучить! Но исходить из того, что там далеко не всё полноценно описано

Вам сделать по схеме или так, чтобы работало?

Часто предлагаемая схема или сборочный чертеж не соответствуют реальности и здравому смыслу. В этих случаях можно вносить коррективы или делать так, как написано в сопроводиловке, а потом всё переделывать заново.

Такие моменты нужно уметь выявлять и, увы, появляются они в голове только благодаря опыту.

Доработать - совсем не грех. Другое дело, что бывают и обратные ситуации. Некий "мальчик" с тремя классами образования берет и перепахивает на глазок заводской чертеж автомобиля. Например, лифтует машину так высоко, что на повороте она заваливается. Ну и говорит что мол, инженеры на завод ниЧё не знают!

Резюме: Инструкция - это результат труда множества людей со специальными знаниями, его нужно уважать. Там всегда есть рациональное зерно. Но в виду обыденности, часто приходится конструкцию доделывать самостоятельно.

Ничего и никогда не ломается целиком

Любой сложный механизм можно разделить на участки и функциональные группы. Любую поломку или отказ можно исключить, если докопаться до самой мелкой детали, которая вышла из строя в функциональной группе. Этот принцип позволяет хорошо разобраться в причине неработоспособности. Так мыслить очень удобно и можно буквально рисовать схему поломки.

Берем механизм или деталь и начинаем мысленно, или основываясь на систематику, отбрасывать возможные причины.

Кстати...Про систематику! Это очень важная штука. Помимо того, что в голове нужно уметь создавать систему работы механизма, то есть буквально рисовать что за чем следует, так ещё и статистика отказов хорошо направит вас к нужной цели.

У каждого изделия, у каждого оборудования, у каждой машины всегда есть "детские проблемы". Хорошо, когда они своевременно устраняются производством. Если же нет, то найти поломку обычно не сложно. Нужно посмотреть, что ломается на такой машине чаще всего! Там и искать проблему. Ну а потом этот узел можно или доработать самостоятельно, или использовать более совершенные детали для ремонта. Если оно всегда ломается в этом месте, значит не грех додумать за производителя.

Резюме: Любая машина любое оборудование - это группа подсистем. Ломается всегда какая-то подсистема, а не всё устройство. Найти поломку поможет статистика отказов, введенных в систему. Полезно систематизировать и собственные представления.

------------

Обязательно оцените статью лайком, напишите комментарий и подпишитесь на проект! Это очень важно для развития канала.

-------------

Советую также прочитать на нашем канале:

-----

Смотрите нас на YouTube и присоединяйтесь к телеге!