Для получения физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя ему необходимо пройти процедуру государственной регистрации в регистрирующем органе. Регистрирующий органом, в который физическое лицо передает определенный законом комплект документов для совершения процедуры государственной регистрации является межрайонная инспекция федеральной налоговой службы субъекта Российской федерации в котором лицо стоит на регистрационном учете.
Сами способы подачи комплекта документов в указанный выше регистрирующий орган также определены действующим законодательством.
Условно все определенные законодательством способы можно разделись на электронную регистрацию и регистрацию на бумажном носителе.
Если говорить об электронной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, то действующее законодательство предоставляет заявителю два способа дистанционной и электронной регистрации физического лица и получения им статуса индивидуального предпринимателя:
- Регистрация индивидуального предпринимателя с использованием электронной цифровой подписи физического лица. Очень удобный и быстрый способ регистрации ИП. Необходимо посещение будущим предпринимателем офиса нашей компании, нашим сотрудником идентифицируется личность физического лица и изготавливается ЭЦП для подачи документов в МИФНС. Также в присутствии заявителя нами готовится решение о создании ИП и сопутствующая документация. Документы отправляются нашим сотрудником в МИФНС по электронным каналам связи и получаются заявителем на личный электронный ящик казанный в заявлении о создании по факту регистрации ИП.
- Регистрация индивидуального предпринимателя с помощью электронной цифровой подписи нотариуса. При выборе данного способа регистрации ИП требуется посещение заявителем нотариуса. Нотариус свидетельствует личность заявителя и после подписания заявления о регистрации ИП отправляет его на регистрацию в МИФНС в электронном виде. Готовые документы ИП по факту их государственной регистрации в МИФНС поступают на ящик электронной почты нотариуса.
Оба указанных выше способа электронной регистрации ИП предполагают обязательное использование электронной цифровой подписи при подписании документов. Отправка подписанных документов в МИФНС происходит с использованием заявителем электронных каналов связи с регистрирующим органом. Заявителем при данном виде регистрационного действия будет выступать физическое лицо, будущий предприниматель.
К используемой заявителем и указанной выше электронной цифровой подписи федеральным законодательством предъявляется ряд требований, а именно указанная ЭЦП должна быть:
- Выданная удостоверяющим центром и действующая.
- Усиленная.
- Квалифицированная.
Электронная регистрация индивидуального предпринимателя имеет ряд безусловных преимуществ на фоне классической регистрации ИП на бумажном носителе, к которым стоит отнести минимизацию расходов на процедуру государственной регистрации и экономию времени.
В бумажном виде комплект документов может быть подан в регистрирующий орган такими способами:
- Лично заявителем, физическим лицом в МИФНС на бумажном носителе. В таком случае заявителю не потребуется посещать нотариуса, инспектор МИФНС сам идентифицирует личность заявителя. Комплект документов будет заранее подготовлен нашим сотрудником.
- Доверенным лицом в МИФНС на бумажном носителе. В качестве доверенного лица выступает сотрудник нашей юридической компании «Юрфлекс». Требуется обязательное посещение заявителем нотариуса. В присутствии нотариуса происходит подписание и заверение заявления о создании ИП по форме №21 и доверенности. Нотариальная форма доверенности, а также ее нотариальная копия являются обязательными.
- Почтой России и почтовыми сервисами. При данном способе подаче документов посещение заявителем нотариуса также является обязательным. Нотариус свидетельствует подпись заявителя в заявлении о государственной регистрации индивидуального предпринимателя по форме №11. Комплект документов отправляется нами в МИФНС по почте России.
К безусловным преимуществам государственной регистрации индивидуального предпринимателя с подачей документов в регистрирующий орган в бумажном виде стоит отнести выдаваемые регистрирующим органом при таком способе подачи документы также в бумажном виде. Многие виды хозяйственной деятельности, особенно при поднятии вопроса связанного с получением лицензий и разрешительной документации могут требовать факта наличия у индивидуального предпринимателя документов ИП в бумажном виде и с печатью регистрирующего органа.