Найти тему

Её называют ведуньей слова

Оглавление

Литературная Магнитка отметила 80-летие поэта, прозаика, журналиста Риммы Дышаленковой (11.01.1942–9.07.2016)

Заслуженный работник культуры Российской Федерации, лауреат Премии имени Д. Н. Мамина-Сибиряка и обладатель Почётного знака «За заслуги перед городом Магнитогорском», Римма Дышаленкова была не только ярко и разносторонне одарённым писателем, автором множества книг (в том числе детских), но и яркой личностью.

 Римма Дышаленкова
Римма Дышаленкова

Римма Андрияновна Дышаленкова (в девичестве Черепанова) родилась 11 января 1942 года, село Дуван в Башкирии. Родители погибли во время Великой Отечественной войны, семь девочек осиротели. После школы Римма отправилась в Москву «учиться на артистку», но поступить на актёрский факультет ей не удалось. В 1961 году она вышла замуж, а в 1962 году, окончив горно-керамический техникум по специальности «технолог силикатов», переехала в Магнитогорск, Родился сын Артур, будущий авиаинженер.

Первые стихотворения Риммы Дышаленковой увидели свет в газете «Магнитогорский рабочий» в 1965 году. С начала 1960-х годов участвовала в работе городского литобъединения. Дружила с поэтом Борисом Ручьёвым, по его рекомендации она поступила на заочное отделение литературного института имени А. М. Горького.

 Борис Ручьёв
Борис Ручьёв

По странному совпадению почти на всех экзаменах по современной русской литературе абитуриентке Дышаленковой попадались билеты по творчеству её земляка и наставника. Изумлённым экзаменаторам оставалось лишь разводить руками, повторяя: «Ну да, за вами же Ручьёв стоит». Спустя много лет об этой дружбе она расскажет в серии очерков, посвящённых 100-летию Бориса Ручьёва.

В 1978 году в московском издательстве «Современник» издан дебютный сборник стихов Дышаленковой «Четыре окна» (12+), посвящённый рабочему Уралу, а в 1979 году она была принята в Союз писателей СССР.

Поэтическое творчество в те годы Римма Андрияновна сочетала с работой тележурналиста. В 1985–1986 годах была депутатом Магнитогорского городского совета, затем переехала в Челябинск, где занималась просветительской работой и вела передачи на телевидении, работала завлитом ТЮЗа.

В 1994 году вернулась в Магнитогорск. Вступив в 1996 году в Союз писателей России, в 1998-м стала сопредседателем правления его Челябинского областного отделения.

В 1990-е Дышаленкова всё больше уделяет внимание истории религий и эзотерических учений, а также их взаимосвязи с современностью, интересуется Аркаимом, пишет серию документальных очерков «Время Александра Заплатина» (12+) о селе Измайловском, вблизи которого находится уникальный археологический комплекс. Римма Андрияновна входила в оргкомитет фольклорного Бажовского фестиваля и фестиваля «Огни Аркаима».

Римма Андрияновна и в молодости, и в зрелые годы была элегантной женщиной.
Римма Андрияновна и в молодости, и в зрелые годы была элегантной женщиной.

Наряду с собственными книгами, Дышаленкова успешно готовила к печати и труды своих земляков в качестве редактора и составителя, участвовала во множестве культурных проектов. Во многом благодаря усилиям Риммы Андрияновны к читателю вернулось незаслуженно забытое имя магнитогорского фантаста Константина Нефедьева – автора романа «Могила Таме-Тунга» (12+), переизданного спустя четверть века при её деятельном участии.

Константин Нефедьев
Константин Нефедьев

Римма Андрияновна была наставником молодых писателей, встречалась с юными читателями и взрослыми ценителями её творчества.

Читатели, побывавшие на встречах с Дышаленковой, отмечали её невероятное обаяние
Читатели, побывавшие на встречах с Дышаленковой, отмечали её невероятное обаяние

Она осталась в их памяти как добрый, мудрый, чуткий человек с прекрасным чувством юмора и душевной щедростью.

Римма Дышаленкова любила украшения из уральских камней и чувствовала их магию
Римма Дышаленкова любила украшения из уральских камней и чувствовала их магию

Римма Андрияновна Дышаленкова скончалась в Магнитогорске 9 июля 2016 года.

В 2019 году в серии «Литература Магнитки. Архив» вышла книга-мемориал «Ведунья слова», включающая воспоминания о Римме Дышаленковой и её неизданные произведения.

Обложка книги «Ведунья слова»
Обложка книги «Ведунья слова»

В апреле 2021-го её имя присвоено магнитогорской библиотеке семейного чтения – филиалу № 5 объединения городских библиотек Магнитогорска. Там же создан камерный музей, составленный из личных вещей Риммы Андрияновны, предоставленных её родственниками.

Имя Риммы Дышаленковой также присвоено центральной детской библиотеке в Сатке.

Стихи Р. А. Дышаленковой в Сети можно прочесть на её странице в журнале «Самиздат»:

http://samlib.ru/d/dyshalenkowa_r_a/

Автор: Елена Лещинская

Фото: Из архива газеты "Магнитогорский металл"

Римма Дышаленкова

***

Уральские дали – просторы,

и воздух слоист, как слюда,

заводы, заводы – как горы,

у гор огневых – города.

И звоны литого металла

в ограде любого двора.

На кряжистых склонах Урала

веками живут мастера.

Они укрощённое пламя

привыкли держать под рукой.

У них самоцветные камни

порой отнимают покой.

И чем минерал ни упорней,

ценней, не лежит на виду, —

тем радостней и чудотворней

творят мастера красоту.

Такой человек не обидит,

он слишком силён для обид.

Он с первого взгляда увидит,

что встречное сердце таит.

Жар-птицы

Что со мною случится?

Надо мною вчера

обронила жар-птица

два горячих пера.

Жароптицевы перья

тихо в косы вплету.

Жароптицево пенье

я в саду заведу.

На Урале – зарницы,

всюду – огненный труд.

Вылетают жар-птицы

из мартеновских труб.

Я боялась, что счастье

не заметит меня:

птицы мимо промчатся,

опереньем звеня.

Поселилась жар-птица

в тихом сердце моём,

мне светить и светиться

самым ясным огнём.

Крановщицы

Отчего люблю я эстакады,

кранов разведённые мосты,

сварки ослепительной разряды —

гроздьями с небесной высоты?

А названья? «Грейферы» и «пратцы»,

как жаргон бывалых моряков,

девочки с походочкой моряцкой

в званье заводских крановщиков.

На земле гремит ночная смена,

по земле идёт рабочий класс,

а девчонки, – краны как антенны, —

с космосом налаживают связь.

Там на верхотуре эстакады

крановщицы сдвинули мосты,

грозовые к ним летят разряды

гроздьями с небесной высоты.