Творчество Розова обожаю. С легкой руки моей университетской преподавательницы Адель Афанасьевны Горбань. Она вела курс "Русская литература XX века".
Я полюбила пьесу "В поисках радости". Из-за "розовских мальчиков".
"Розовские мальчики". Есть такое понятие в советской драматургии. Да-да, это герои пьес Виктора Розова. Они взрослеют на глазах читателя: поначалу их воззрения смешны, речь, поступки нелепы, но в этом и есть движение к осмысленной и дерзкой деятельности. Пьеса написана в 1956 году, но актуальна и по сей день. В названии уже заявлена основная проблема. В послевоенном мире к радости особенное внимание. И все ее по-своему понимают: для одних радость - материальная, другим нужна лирическая, романтическая радость.
Многие, наверное, помнят кинофильм "Летят журавли".
А сценарий написан был ... Розовым. Да-да. И это единственный советский полнометражный фильм, который получил главный приз Каннского кинофестиваля в 1958 году.
"В московском ополчении" Розов рассказывает о своей жизни, предвоенной, военной, послевоенной. И это не только какие-то факты, но и авторские размышления о жизни вообще. С некоторыми из них мне хотелось бы поделиться:
"Взрослый человек всегда старается объяснить то или иное явление жизни, загадка его тревожит - и манит, и тяготит, будь то тайны науки, искусства или общественного бытия. Решив ее, он обретает душевный покой, умственное равновесие и счастье. Ребенку тоже свойственно постигать тайны, но путем не умственного анализа, а чисто практически. Он обрывает мухе крылья и лапки и смотрит, что из этого получится. Это не жестокость - только любознательность. Даже сами понятия добра и зла ему неведомы. Это же условные понятия!"
Тут сделаю небольшое отступление. Когда читала эти слова, мне вспомнился случай. Мой братишка, наверное, ему было тогда 5-6 лет, прибил гвоздями 2 котят, остальные успели убежать. Свое "живодерство" он объяснил так: "Чтоб не убегали от мамки!" Мы, дети, долгое время не могли ему простить этот проступок ...
" ... Многого я бы не узнал без войны. А надо ли знать? Надо, если это было. Без всего этого моя чернильница была бы пуста".
Когда читала эти строки, невольно вспомнился толстовский герой. А ведь Пьер Безухов тоже многого бы не узнал без войны... В московское ополчение Розов попадает в 1941 году. Мог бы остаться в тылу ... Но решение было принято без всяких колебаний. И для Розова оно было единственно верным. В 1941 году после боев на Бородинском поле его, тяжелораненого, шесть суток везли с фронта до госпиталя во Владимире. Полгода на больничной койке ... Между жизнью и смертью... И вдруг долгожданное выздоровление. О себе он скажет так: "И не выздоравливающий, а возвращающийся! Возвращающийся к жизни из небытия. ... Весь мир со всеми его предметами, звуками, запахами воспринимаешь впервые". "Жажда жизни" - именно так объяснит писатель свое чудесное выздоровление.
"Прожитая жизнь тоже имеет свою нервную систему, свои нервные узлы. Остальное если не лишнее, то просто плоть".
Да-да. Человеческая память хранит все самое важное (с привязкой к определенному месту, времени,), "исключается" второстепенное, "не зацепившее" своей значимостью.
"Такое полное и глубокое постижение жизни, ощущение, что ты сам и есть вся жизнь, часть всего мира - и часть, и целое, - бывало со мной редко, но пронизывало всего насквозь и надолго. Первый раз это случилось, когда я однажды днем шел по Гоголевскому бульвару, и в меня, как в мальчика Кая из сказки Андерсена "Снежная королева", вдруг влетел осколок волшебного зеркала - только доброго волшебного зеркала. Я даже остановился, опешил. В одно мгновение я испытал невыразимое счастье всей жизни".
Многим розовским героям свойственно вот такое же полное "погружение" в жизнь. Они все время в поисках чего-то. Чаще всего это возвышенное, непреходящее, то, что дает человеку ощущение полноты жизни.
#книга #в московском ополчении #Розов #мнение
#непреходящее