30 декабря 2021 года в российский прокат вышел фильм "Чемпион мира", повествующий о легендарном шахматном поединке за шахматную корону Карпов VS Корчной в 1978 году в Багио (Филиппины). Не претендуя на роль Badcomedian, хотелось бы высказать мнение о данной картине.
Фильм имеет мощную историческую основу. Анатолий Евгеньевич Карпов, 12-й чемпион мира, был "бумажным" чемпионом, в связи с тем, что Роберт Фишер (предшествующий чемпион) отказался защищать титул. Феноменальная ситуация, сложившаяся с главным шахматным титулом, оказывала на Карпова невероятное давление, ведь, как показано в фильме, были люди, сомневавшиеся в авторитетности игры советского чемпиона. Вместе с тем Анатолий Евгеньевич проявляет несгибаемое (под гнетом чиновников из спортивного комитета) желание играть. Стиль игры Карпова в шахматах, несомненно, связан с его характером. Анатолий Евгеньевич действовал методично и спокойно, реализуя преимущество как удав, не давая соперникам шансов на успех. В произведении Анатолия Евгеньевича играл Иван Янковский. Говоря об актерской игре Ивана, солидаризируемся с мнением Карпова и отметим, что Иван сыграл отлично, но зажато.
«Мне кажется, он сыграл меня даже жестче и суше, чем я был на самом деле" отметил Анатолий Евгеньевич (https://sportrg.ru/2022/01/09/geroj-filma-karpov-raskryl-vse-detali-togo-chto-proishodilo-v-bitve-s-korchnym.html)
Главный претендент на шахматную корону - Корчной, этакий Конор Макгрегор из мира шахмат с очень сложной судьбой, был показан в фильме крайне однобоко. Хабенский в роли Корчного представляется зрителю злодеем, к которому нельзя проявить сочувствие. Образно говоря, "он плохой, потому что плохой".
И по-моему мнению, не раскрытие персонажей - это один из главных недостатков фильма.
Между делом по-человечески Виктора Львовича понять можно, в какой-то степени посочувствовать в том плане, что оказавшись в шаге от шахматной короны, от своей главный мечты в жизни, он встретил молодого амбициозного Карпова, который отнял её. На тот момент Корчному было уже около 40 лет, и очевидно, с возрастом оставаться в шахматах в числе первых все сложнее и сложнее. В фильме Корчного показывают провокатором за шахматной доской, на пресс-конференциях. Зрителями же это воспринимается, как "пакости злодея". Однако большой аудитории не пояснили, что шахматы - это не джентельменский спорт. Документально подтверждено, что Корчной зачастую делал все, чтобы вывести соперников из себя, а именно ерзал по столу ногтями, ругался матом и даже пинал ногами под столом Петросяна (9-й чемпион мира). Таковы нюансы этого спорта, ведь грязные приемы используются и в футболе, и в боксе, и как мы выяснили, в шахматах. Не кажется ли вам, что проще было бы отразить порой такие несуразные вещи, тем самым разбавив образ?
Можно задать резонный вопрос: "Зачем так подробно показывать Корчного, фильм же про чемпиона?"
По-моему мнению это необходимо для усиления противостояния двух личностей, а сражение "белого против черного" не столько интересно в психологическом, личностном плане.
Кроме того, что две знаковые фигуры были отражены достаточно спорно, обратим внимание на непосредственно шахматный аспект противостояния.
Во-первых, команда Карпова выступает как «безучастная толпа людей». Между тем команду Анатолия Евгеньевича возглавлял экс-чемпион мира Михаил Таль. К сожалению, фильм не упоминает ничего об этом.
Во-вторых, шахматные партии транслируются зрителю, как сражение средневековых рыцарей, а многочисленный варианты ходов, как мозговые импульсы с нотацией. По-моему мнению, такое отражение шахматной игры нельзя признать удовлетворительной, потому что стиль Карпова отражён не был, зрителю не показали драматичность положений шахматистов в разных партиях. Хотя сам Карпов отмечал, что в одной из партий, ему пришлось выдерживать очень долгий натиск соперника. Обратная ситуация, в фильме «Жертвуя пешкой», где то комментаторы, то члены команды иногда поясняли опасность позиции за доской, чем создавалось «понимание» позиции у зрителя. Советские же шахматисты были показаны как машины, играющий четко по учебнику, чем и представляли огромную опасность. В «Чемпион мира» не ясно в чем же уникальность игры именно этих двух людей, в чем красота их шахматной мысли?
Подводя итог, хочу сказать, что мода на экранизации исторических спортивных событий (Стрельцов, Легенда N 17, Движение вверх) постепенно уходит, однако, лично я радуюсь, когда удаётся узнать немного больше об истории нашей страны.
НО, несмотря на все вышесказанное, нельзя сказать, что картинка получилась удачной.
Я бы поставил 5 из 10. А вы?