Найти тему
Мир Зари

Увлекательно или правдоподобно? Космические сражения в фантастике

Часть 1

Что же, пока отдыхаем от литературных баталий и погружаемся в работу после долгих праздников, поговорим о фантастике и реальности, а точнее, о самом зрелищном в боевой фантастике – космических боях.

Меньше всего мы хотим, чтобы термин «звёздные войны» перестал быть названием франшизы и стал обозначением настоящих космических сражений, но… Но, цитируя (по памяти, так что за дословность не ручаемся) одного из героев Стругацких: «Я вообще люблю – не в реальности, в кино! – чтобы была хорошая танковая атака…» Мы тоже любим, чтобы было красиво и интересно. И поговорим сейчас о космических боях в кино и книгах. И сразу предупредим: будем периодически делать отсылки к нашим книгам и той схеме, которую мы выбрали для себя.

Для начала несколько слов о реалиях космического боя.
Первый и очень важный момент. Космос безграничен, соответственно, случайная встреча двух и более кораблей в космосе практически исключена.

Второй важный момент – на околосветовых скоростях встречный космический бой тоже мало реален. На то есть две причины. Первая заключается в том, что механика просто не успеет среагировать. Вторая – при движении на околосветовых скоростях скорости не суммируются. В теории возможно вести огонь, если скорости кораблей выравнены, но тут надо понимать, что на релятивистских скоростях это сделать очень сложно, а промедление на одну сотую секунды будет стоить вам нескольких тысяч километров.

Вот и получается, что о боях на околосветовых скоростях приходится забыть – или, по крайней мере, оставить их супер-асам космического боя.
Что остается в сухом остатке, учитывая два этих фактора? А остается следующее.

Первое – космические бои возможны в реперных точках пространства, на относительно малых скоростях. Фактически мы приходим к тому, что всё новое – это хорошо забытое старое. Помните, как происходили битвы прошлого? Выбиралось место, развертывались войска с обеих сторон и начиналась мясорубка. Можно вспомнить сражения времен Великой Отечественной Войны: главное – узнать, где противник сосредоточил войска, куда ударить, как обойти? Ударит танковый клин в нескольких десятках, а то и просто нескольких километрах по флангу – всё, пиши пропало, пройдет как горячий нож сквозь масло, охватит, запечатает в котёл… А что может являться реперной точкой в космосе? Планетарная система, которую защищают.

А ещё крайне важна разведка, которая всё-таки позволит перехватить корабли противника неожиданно для него. Для себя мы решили, что корабли передвигаются в гиперпространстве, и, зная параметры корабля, вектор и характеристики разгона, можно вычислить точку выхода. Но об этом поговорим позже.

Итак, два флота нашли друг друга. Где? Точно не внутри системы и скорее всего не в плоскости эклиптики. Космос и так не пустое пространство, а уж планетная система и подавно. Да, «Вояджеры» и «Новые горизонты» не встретили на своем пути случайный камень. Но, во-первых, это очень и очень маленькие аппараты, а во-вторых – тихоходные. Фантастический космический корабль должен пересекать систему за достаточно короткий срок, так что для него небольшая скорость – это весьма условно. Это тысячи, а скорее десятки тысяч километров в секунду. Воевать на таких скоростях в системе – это всё равно, что гонять на гоночном болиде по улицам Старого города в Таллине или Праге, да ещё на полной скорости. И тут надо учитывать, что встреча даже с небольшим куском камня или металла обернётся катастрофой. Кстати, для справки: на околосветовых скоростях атома водорода достаточно, чтобы разнести космический корабль (или его часть, тут уже от размера зависит). И это не фантастическое допущение, а элементарная физика…

Итак, два флота встречаются у системы, вне зоны эклиптики и… Дальше надо смотреть варианты: крупные корабли обмениваются ударами ракет? Сомнительно. Для кино и книги это процесс неудобный: или получится скучно и незрелищно, или придётся искусственно затягивать, нагоняя на читателя / зрителя саспенса. А в реальности ракетные атаки будут неэффективны. Небольшого манёвра хватит, чтобы корабль противника вышел из-под удара: ведь топлива на ракетах не бесконечное количество, их двигатели должны обладать высокой тягой, а значит, и выбрасывать они будут много массы относительно своего веса. Плюс существует ПРО кораблей.

Остаются излучатели. Разные и разной мощности. Плюс небольшие и хорошо вооруженные корабли.

И вот тут возникает ещё одна проблема. Пилот реактивного самолета переносит перегрузки от -4 до +12 g. Рискнем предположить, что перегрузки на космическом истребителе на порядок, а то и два превосходят эти показатели. Выдержит пилот? Допустим, выдержит (противоперегрузочные системы в компиляции механики и силовых систем). А конструкции корабля? Вот тут вопрос. Но допустим, и они выдержат. Остался вопрос: а смогут ли пилоты воевать? Хватит ли у них реакции? Вот тут скорее всего – нет. Время реакции человека составляет порядка 100–200 мс, плюс те миллисекунды, которые требуются на осознание и принятие решения. Плюс перегрузки с постоянно меняющимся «знаком», что тоже вряд ли способствует мыслительному процессу…

Вот и получается, что проще воевать беспилотниками, управляемыми нейросетями. Скорее всего, в реальности так и будет, но вот интересно ли об этом читать? К тому же обыграть эту идею лучше, чем Р. Шекли в рассказе «Битва» вряд ли у кого получится. Хотя рассказ – совсем не о космических сражениях.

А нам-то нужно как раз о сражениях, причём так, чтобы читателю или зрителю было интересно, чтобы он сопереживал героям. А сопереживать проще всё-таки людям, а не роботам. Да, есть исключения, но это именно исключения, а не правило. И вот тут нам на помощь как раз придёт классика киберпанка в виде подключения человека к компьютеру. В данном случае к той самой нейросети корабля. В этом случае у пилота будут все шансы если не управлять боем, то как минимум корректировать его.

Так как же будет протекать такой бой?

Два флота встречаются у системы, и большие корабли атакующих высылаю мелкие корабли. Навстречу им выпускают ракеты-перехватчики. Никто не мешает при этом большим кораблям обмениваться выстрелами из излучателей, но на большой дистанции они, скорее всего, будут малоэффективны. Помним – космос отнюдь не пустой, а лучи имеют свойства рассеиваться в среде… После чего обороняющаяся сторона сама отправляет истребители. Будут они сдерживать друг друга? Скорее всего – нет. Их цель не устраивать свару, а прорваться к флоту противника и выпустить ракеты. С близкого расстояния, когда ракета будет на максимуме скорости, причем всё ещё в состоянии разгона, когда может маневрировать и её трудно сбить. Конечно, часть малых кораблей встанет в позицию сдерживания, но основная масса будет рваться вперёд.

К чему мы приходим? Первое – корабли-матки, несущие корабли, на которых расположены несомые. Второе – ударные крейсера и линкоры, корабли, которые будут вести огонь на подавление. Третье – несомые ударные корабли, то есть те, в чью задачу входит ракетный удар по противнику. Четвертое – корабли-заградители, которые должны сдержать ударные корабли противника, и наконец пять – корабли ближнего боя. Те, которые должны связать заградителей боем и не дать им выполнить заачу.

Ну и конечно же – транспортные корабли для абордажа. Ведь космический бой – это не просто дорого, это очень дорого, а после всех налетов и обстрелов большие корабли будут лишены вооружения, получат повреждения. Как в старину, когда с кораблей сбивали снасти, выводили из строя рулевое управление и атаковали в рукопашную...
Что же, три страницы четырнадцатым кеглем подошли к концу. О том как в наших книгах реализованы космические бои, мы расскажем в следующей статье. На наш взгляд, мы выработали достаточно интересную и красивую схему, которая, с одной стороны, удовлетворяет требование научности и обоснованности, а с другой – достаточно красива для описания и открывает просторы для моделирования боев.

Продолжение следует.
А то, что выросло из разработанной нами модели космических сражений, можно найти от здесь:
Текстовые книги и Аудио книги. Для тех кто любит держать книгу в руках "Дело 581-14/ОДЧ" в Лабиринте (Рамка, ограниченный тираж. БПиНФ).