Найти тему
МОРЯКИ - ДОБРЯКИ

ШТУРВАЛ. Крепче за баранку держись, матрос!

Оглавление
Он весь такой круглый с ручками... Кручу-верчу, на 155 градусов повернуть хочу!

ШТУРВАЛ - в переводе с голландского на великий русский означает "рулевое колесо" (stuurwiеl, от stuur — "рyль", wiеl — "кoлесо"). Мне стало интересно, когда же появилось сие чудо инженерной мысли? Удивитесь, но к тому времени уже Христофор Колумб совершил все свои плавания в Новый Свет, а экспедиция Магеллана осуществило первое кругосветное плавание! И всё это БЕЗ использования штурвала. Справедливо сказать, что до рулевого колеса использовали только румпель и колдершток - рычажные приспособления с помощью которого поворачивали перо руля судна.

(Источник: Яндекс.Картинки + коллаж автора)
(Источник: Яндекс.Картинки + коллаж автора)
(Источник: Яндекс.Картинки + коллаж автора)
(Источник: Яндекс.Картинки + коллаж автора)

Но со временем тоннаж судов непрерывно рос и уже ворочать румпель или колдершток человеческих усилий стало не хватать. Это всё равно что на автомобиль "камаз" установить педально-цепную передачу ;) Он, конечно же, поедет, но медленно-медленно... ))))

Автор (слева) помогает перекладывать румпель;) (фото автора)
Автор (слева) помогает перекладывать румпель;) (фото автора)

И вот наступили 1590-е года!

Примерно в это время строится новый тип морских судов - флейт (упоминается в этой моей публикации). Который был удостоин установки нового рулевого устройства с использованием "корабельной баранки" - штурвала. С помощью нового механизма удержание судна на курсе стало осуществляться гораздо эффективнее. Передача усилия от штурвала на руль происходит посредством штуртросовой передачи - системой роллер-блоков и тросОв. Тросы в конечном итоге крепились к румпелю.

(Источник: Яндекс.Картинки + коллаж автора)
(Источник: Яндекс.Картинки + коллаж автора)

Так вот, штуртросовая передача является первичной рулевой системой с использованием штурвала, которая просуществовала до конца XIX-го века. Т. е. до установки первых рулевых машин и развития стимпанка технологий по применению энергии пара.

Кстати...

На паруснике-барке "Седов", где я постигал морскую действительность, штурвал был 1.2 метра в диаметре и был двойным. Иначе говоря, вахту на руле несли 4 человека. И да, передача была штуртросовая! Попал я как-то на рулевую вахту при выходе из порта. А перекладки были - с "право на борту" до "лево на борт":((( Руки после такой "крутилки-вертелки" висели как верёвочки, не было никаких сил их поднять!

Двойной штурвал на барке "Крузенштерн" (фото автора)
Двойной штурвал на барке "Крузенштерн" (фото автора)

Эх, иногда прям охота порулить!!!

ВСЕМ СВЕТ, ДОБРОТА И ЛЮБОВЬ!!!

Класс!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Класс!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Так же на моём канале:

ЖИВОТНЫЙ МИР, а иногда и контактный зоопарк :)

ВИДЕО: ШТОРМИТ!!! Стихия вечного созерцания @__@

ВОДА - путь моряка! Интересный, трудный и... мокрый :)

КЛОТИК и НОК. Окончания не имеющие начала...

ВИДЕО: Рисуем морской пейзаж-1

СИСТЕМА РАЗДЕЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЯ, всё как у автомобилей...

ВИДЕО: Закаты и восходы в открытом море и не только... Ч.3

МОРСКОЙ СУНДУК своими руками или куда ещё можно складывать богатства!

"Звёздная пыль на сапогах..." спел как-то в своей песне Виктор Цой...

РАДАР как основное средство против столкновений на море.

МУЖСКАЯ ПРОФЕССИЯ. Что это такое?

ВИДЕО: Paraffin Wax - самый быстро твердеющий жидкий груз!!!

#штурвал #управление судном #механизмы #руль #рулевое управление #морские суда #познавательные факты #эволюция #история судостроения #работа на море