Найти тему
Виктор Бобров

Дорчол vs ВИЗ: правобережный Белград и правобережный Екатеринбург. Часть вторая: индустрия и транспорт.

Продолжение. Начало в предыдущем посте.

ВИЗовский район возник как промышленное предприятие, развивался как завод и сейчас ассоциируется в первую очередь с индустрией. Дорчол же изначально был просто прибрежным районом. Здесь, недалеко от устья Савы, на выгодном перепутье речных и сухопутных путей, осуществлялась активная торговля — как при турках и австрийцах, так и в независимой Сербии и Югославии. Лишь позднее, к концу XIX века, Дорчол стал одной из первых индустриальных зон в Сербии.

Промышленная архитектура конца XIX века на Дорчоле. Ноябрь 2019 года, фото автора.
Промышленная архитектура конца XIX века на Дорчоле. Ноябрь 2019 года, фото автора.
Промышленная архитектура XIX века на ВИЗе. Фото 2017 года.
Промышленная архитектура XIX века на ВИЗе. Фото 2017 года.

Именно на Дорчоле находится торговый порт Белграда (пассажирский порт расположен западнее, на берегах Савы). Неподалёку от порта раньше действовал крупный элеватор, сейчас его собираются сносить, а на освободившемся месте планируется строительство отеля.

Элеватор на Дорчоле в апреле 2019 года. Фото автора.
Элеватор на Дорчоле в апреле 2019 года. Фото автора.

Но в целом промзона возле белградского порта до сих пор ещё очень велика, часть предприятий на Дорчоле продолжает действовать.

Есть Западное трамвайное депо на ВИЗе — есть трамвайно-троллейбусное депо и на Дорчоле, причём здесь оно старейшее и крупнейшее в Белграде. Ежедневно десятки трамваев и троллейбусов выкатываются из депо и начинают путь по улицам сербской столицы. Да и сама техника похожа на нашу — такие же чехословацкие «Татры», как и в Екатеринбурге, разве что в Белграде они разбавлены старыми зелёными немецкими «Дювагами» и новыми длинными испанскими трамваями CAF ярко-красного цвета.

Белградские трамваи в дорчольском "стойле". Ноябрь 2019 года, фото автора.
Белградские трамваи в дорчольском "стойле". Ноябрь 2019 года, фото автора.
Трамвай 11-го маршрута на ВИЗе. Июнь 2019 года, фото автора.
Трамвай 11-го маршрута на ВИЗе. Июнь 2019 года, фото автора.

А троллейбусы в Белграде в основном белорусского производства, хотя использовались в сербской столице и наши «ЗИУ».

Белградские троллейбусы выходят на линию из депо на Дорчоле. Ноябрь 2019 года, фото автора.
Белградские троллейбусы выходят на линию из депо на Дорчоле. Ноябрь 2019 года, фото автора.

Правда, стоимость проезда в белградском транспорте значительно выше, чем в екатеринбургском, и составляет около 65 рублей по текущему курсу. Только вот в Белграде за проезд практически никто не платит, это местная традиция. По автобусам и троллейбусам иногда ходят контролёры, но свои обязанности они выполняют по-балкански, без лишнего энтузиазма.

Продолжение следует!

Белград
5341 интересуется