Заказывая еду и продукты онлайн, проводя рабочие встречи в Zoom, учась через интернет-платформы, мы постоянно взаимодействуем с цифровыми технологиями. Они подарили нам удобство и свободу выбора, но всеми этими возможностями нужно уметь пользоваться безопасно и эффективно. Образовательный ресурс, запущенный по нацпрограмме «Цифровая экономика», поможет разобраться во всех тонкостях поведения в Сети.
Минцифры России и консорциум по развитию цифровой грамотности запустили портал готовкцифре.рф — агрегатор сервисов по тестированию уровня цифровой грамотности, обучению безопасной и эффективной работе с цифровыми технологиями для широкой аудитории. На ресурсе собрано более 300 бесплатных обучающих онлайн-материалов. Это видео, учебные пособия, инструкция и бесплатные курсы по таким темам, как управление информацией и данными, коммуникации в «цифре», безопасность и защита данных, создание цифрового контента, решение проблем в цифровой среде, саморазвитие в условиях неопределенности, креативное и критическое мышление.
Кроме того, на готовкцифре.рф можно найти 100 тестов для самодиагностики цифровых компетенций. И проект продолжает развиваться. С помощью портала возможно повысить цифровую грамотность, а также оценить уже имеющиеся навыки и получить специальный сертификат.
Сегодня цифровая грамотность — это базовый навык любого человека, который живет и работает в цифровой экономике. Это умение эффективно и безопасно использовать самые удобные цифровые решения, сервисы и продукты. Проект позволяет гражданам любого возраста освоить ключевые навыки будущего для решения личных и рабочих задач. Всем необходимо знать и соблюдать правила цифрового этикета и гигиены, использовать простейшие компьютерные программы, уметь восстанавливать удаленные данные.
ИТ-директор Руслан Сулейманов напоминает, что любое наше действие в Сети отслеживается, анализируется и заносится в базу данных.
— Это делают алгоритмы, которые изучают поведение пользователя и относят его к определенной категории. Главная цель таких алгоритмов — персонализировать рекламу, чтобы хозяин собаки видел объявления зоомагазинов, автовладелец — скидки на запчасти, а любитель отдыха на природе — предложения туристического инвентаря, — поясняет эксперт.
При этом иногда рекламодатели могут быть чересчур навязчивыми. К тому же никто не застрахован от утечек персональной информации, поскольку чем больше данных хранится и обрабатывается различными ресурсами, тем выше риск того, что ими заинтересуются злоумышленники.
Чтобы сохранить приватность и предотвратить бесконтрольный сбор персональных данных, Сулейманов рекомендует придерживаться простых правил цифровой гигиены.
Во-первых, завести отдельную сим-карту и использовать этот номер для авторизации во всевозможных онлайн-магазинах, сервисах и на форумах. Во-вторых, использовать отдельный e-mail для одноразовых регистраций в онлайн-сервисах. В-третьих, не указывать при регистрации настоящее имя, а также тщательно анализировать любой запрос персональных данных.
Ольга ПЕТРОВА
(По материалам Национальныепроекты.рф)
Фото из открытых источников