Найти тему

Как онлайн-торговля влияет на нашу жизнь

Все чаще люди совершают покупки онлайн вместо того, чтобы идти в магазин. Какое воздействие это оказывает на экономику? На вопрос отвечают ректор Российской экономической школы Рубен Еникопов и управляющий директор одного из крупнейших в стране онлайн-гипермаркетов Леонид Довладбегян. Они рассказывают, как онлайн-торговля меняет наше потребление.

Глобальные тренды

Леонид Довладбегян: — Пандемия и локдаун стали триггером развития онлайн-коммерции, она и сегодня продолжает расти, пусть и не так быстро, как в 2020 году.

Онлайн — это более удобный, чем офлайн, формат потребления. В Китае его давно оценили. Если для жителей многих западных стран и России онлайн-покупки были неким вынужденным шагом в поиске низких цен, то китайцы получали удовольствие от покупок в интернете — классно, модно, интересно. Теперь жители других стран тоже распробовали этот формат, почувствовали вкус к покупкам в Сети.

Постепенно онлайн-торговля— в значительной степени под воздействием пандемии и локдаунов — меняет само потребление. Мы стали больше готовить дома, чаще смотреть кино в онлайн-кинотеатрах, мы проводим больше времени с семьей, меньше времени тратим на покупки. Культура 2000-х с поездками в гипермаркеты, забиванием багажника продуктами уходит. Люди четко знают, что покупать, и тратят на это меньше времени. Культура потребления становится более разумной.

В онлайне другое мышление. Оно связано с покупательской миссией. Если это экспресс-доставка и задача поесть сейчас, а не купить что-то впрок, то это небольшой чек и 15-минутный сервис доставки. И это чеки ниже, чем в офлайновом супермаркете.

Если же говорить в целом про глобальные тренды, то, конечно, это экологичность потребления, это снижение чека, потому что расходы домохозяйств не растут, это стремление покупать дешево, но достаточно качественный товар.

Как онлайн влияет на конкуренцию

Рубен Еникопов: — В области маркетплейсов есть тенденция к олигополии. Конкуренция по-прежнему достаточно жесткая, но среди не такой большой группы игроков. Потребителя это не слишком волнует, его гораздо больше беспокоит выбор товаров. А жесткой конкуренции даже двух игроков достаточно для того, чтобы эти игроки не обладали монопольной властью. Продавцы товаров на маркетплейсах могут даже выигрывать — расширяется их доступ на рынки. Это интересные тенденции: количество конкурирующих игроков на рынке ретейла падает, а на рынке продавцов конкуренция увеличивается.

Влияние на инфляцию

Рубен Еникопов: — Онлайнторговля тормозит рост цен — просто потому, что снижает издержки. Но это временный эффект, который будет длиться до тех пор, пока онлайн-торговля завоевывает нишу. Со временем этот эффект будет ослабевать.

Импульсивные покупки

Рубен Еникопов: — Интересный вопрос: где легче сделать ненужные покупки — в онлайне или в офлайне? Кликнуть гораздо проще, чем пойти в магазин. Но в магазине больше способов подтолкнуть человека купить что-то — можно взять в руки товар, осмотреть, товар на прилавке действует эмоционально сильнее, чем на сайте. Эти два эффекта уравновешивают друг друга. Но по мере развития онлайн-сервисов и упрощения возврата покупок будут активнее совершаться спонтанные покупки.

Леонид Довладбегян: — Я абсолютно уверен, что в онлайне не больше спонтанных покупок, чем в офлайне. Как раз беда онлайна — меньше доля эмоциональных покупок ради удовольствия. В онлайне достаточно скучные покупки, которые удовлетворяют повседневный спрос. Это разумный шопинг, сформированный спрос, поскольку инфраструктура онлайна помогает искать конкретные товары.

Потребительская культура 2000-х уходит?

Леонид Довладбегян: — Мы живем в обществе потребления, особенно это заметно в странах, которые находятся на смене социокультурных моделей. Такой путь прошла и Россия: от идеи построить общество вселенского счастья — к обществу, на первое место в котором выходит получение удовольствия здесь и сейчас. Но для кого-то удовольствие — это прочитать книгу, для кого-то — обладать новым телефоном или курткой, для кого-то — вкусно поесть. Конечно, самый простой, наверное, вид удовольствия — получить то, что можно пощупать руками. В 2000-х этот фактор работал в полную силу. Сейчас общество взрослеет и понимает, что удовольствие — это не только покупки, но и время с семьей, это театр, кино, книги, это онлайн-кинотеатр. И онлайн формирует для этого более удобную среду.

Рубен Еникопов: — Люди пытаются получить удовольствие, но что именно доставляет им удовольствие? В США было проведено исследование, которое показало: самое дорогое, что можно купить — это собственное время. Людям давали деньги и говорили: вы эти деньги можете потратить только на товары. А потом они могли их потратить только на то, чтобы кто-то другой сделал за них какое-то неприятное дело. И оказалось, что второй вариант доставлял им гораздо больше удовольствия.

Именно поэтому цифровые услуги, соцсети, кажущиеся бесплатными, на самом деле обходятся нам очень дорого. Они съедают самый дорогой ресурс — время. Шопоголизм сменяется аддиктивным поведением, зависимостью от соцсетей, смартфонов. Это большая проблема с точки зрения благосостояния.

Подготовила Ольга ПЕТРОВА
(По материалу научно-популярного портала Российской экономической школы www.guru.nes.ru)

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц