Вовка сидел над тетрадкой почти час. Смотрел на чистый лист, потом в потолок, затем в окно, вздыхая и ерзая на стуле.
- Ты учебник-то открой, да на саму картину посмотри, по ней же задали сочинение. Смотри внимательно, да и пиши. Что вам учительница говорила? - Мать стояла, склонившись над Вовкой, с кухонным полотенцем на плече.
- Про картину говорила учительница, - бормотал Вовка.
- Ну так и пиши, горе ты луковое. Сколь же сидеть-то можно? Тебе же не вагон угля разгружать, тебе всего лишь сочинение написать надо. Буквы что ли забыл? Начинай уже, не ленись. А то снова двойку получишь, вот как этот мальчик на картине.
Вовка снова стал разглядывать картину с названием «Опять двойка». Мальчишка с грустным видом отвернулся, стыдясь своей оценки. Вовка внешне был похож на этого парнишку. И также печально смотрела Вовкина мать, как и эта женщина с картины. Только старшей сестры и младшего брата у Вовки не было, как показано на полотне. А вот собака была. Только Дружок в дом не заходил, зато в ограде радостно встречал Вовку со школы; и не важно было, какую оценку он принес, Дружок всегда был рад мальчику.
Открылась дверь, и в дом вошел старший брат Сашка — довольный, с улыбкой, не сходящей с лица.
- Пиши давай, напомнила мать, - некогда мне тобой заниматься, к свадьбе надо готовиться. Хорошо тебе надо учиться, вырастешь — женишься.
Вовка мгновенно оживился, дернулся, недовольно пробурчал: - Ни за что! Не собираюсь я жениться!
- Погоди, время придет, женишься, - Сашка потрепал брата по светлым волосам. - Ну, чего там? Помочь?
Вовка осторожно пододвинул тетрадку.
- Ну, брат, писать сочинение я за тебя не буду, надо было на уроке слушать, что тебе говорили.
Сашка услышал шаги в сенях и пошел встречать свою девушку. Невесту Саши звали Наташа, первый год работала в местной школе учителем начальных классов, попав в село, где жил Сашка, по распределению. Теперь они с Сашой готовились к свадьбе, и Наташа уже сама забегала к ним, если касалось подготовки к торжеству.
- Вова, а ты почему такой грустный? - Такая же веселая и улыбчивая как и Сашка, она участливо подсела к мальчику. - Что случилось?
Сочинение пишу, а вы тут все мешаете, - проворчал Вовка.
Сашка с матерью рассмеялись от Вовкиных слов, от того как ловко он нашел оправдание.
- Да мы к Саше в комнату пойдем, а ты работай, мешать не будем.
Вовка опустил голову, чуть не плача, ему давно хотелось бросить этот учебник подальше и бежать на улицу к мальчишкам. - Сочинение задали, - обреченно сказал он.
- Понятно, - Наташа, пододвинув стул, сев ближе к мальчику, - ты не знаешь, что писать.
Вовка кивнул. Наташа незаметно махнула Сашке, чтобы отошел, пока она переговорит с младшим братом.
- И что же на этой картине изобразил художник? - Спросила девушка и сама начала рассказывать, при этом задавала наводящие вопросы Вовке, который еще пять минут назад отлынивал от этого задания. Незаметно Вовка втянулся в разговор, рассказал про своего Дружка (собаку), сбивчиво описывал героев картины.
- Да ты молодец! - Похвалила Наташа. - Так интересно рассказываешь. А теперь давай начнем писать. Ну, например так: - На картине художника Решетникова изображены….
Вовка написал первую строчку. Потом вторую. Наташа в это время молчала, стараясь не сбивать вдохновение Вовки. Иногда подсказывала. Потом ушла в комнату к Сашке, как-будто была очень занята. - Ты пиши, а я потом проверю, - пообещала она.
___________________
За сочинение Вовка получил четверку. Это была неслыханная награда за его старания. Прибежал домой, швырнул портфель, оглушил радостным криком маму, бабушку Шуру и Сашку: - Ура-ааа! Четыре!
Он торопливо ел сваренный матерью суп, звякая ложкой по тарелке.
- Ну вот так и дальше учись, хорошему ученику не стыдно и на свадьбу к брату пойти.
Вовка повернулся к матери и, держа ложку в руке, деловито заявил: - Обойдется Сашка, я на Наташе сам женюсь!
Брат с матерью замерли от выходки Вовки. А баба Шура, прикрыв рот уголком платка, стала смеяться. - Ой, не могу, держите меня, а то под лавку свалюсь, - сквозь смех говорила бабушка.
- Зачем тебе жениться, ты еще в школе учишься.
- Ну и что?! Наташа мне с уроками будет помогать. Вон как она помогает. А Сашке уроки не надо делать, он уже в школу не ходит.
- Саша уже армию отслужил, - сказала мать, - так что учись давай, а потом видно будет, далеко тебе еще до женитьбы.
- Ну рассмешил ты, брАтка, - Сашка обнял младшего брата, - молодец, даже ты понял, какая Наташка хорошая. Правда, хорошая у меня невеста? - Спросил он. - А ты когда вырастешь, у тебя тоже будет хорошая невеста.
- А уроки? - Вовка встревоженно смотрел на Сашку.
- А с уроками Наташа поможет, ты только сам в грязь лицом не ударь, старайся, учись.
Вовку такой ответ вполне устроил. Если Наташа и так будет помогать, то не стоит жениться на ней, - решил Вовка.
Картину «Опять двойка», известную многим поколениям школьников, художник Федор Решетников создал в 1952 году. Сначала была задумка изобразить отличника. Для этого и пришел в школу, а учительница привела его в класс, предложив место на задней парте. Парнишка, которого вызвали к доске, учился хорошо. Но в этот раз заволновался очень сильно, может быть гость в классе чем-то смутил. Федор Павлович понял, что этот вариант не подходит. И тут же пришла идея написать картину про неуспевающего ученика.
Вскоре он нашел подходящий прототип — мальчишку из соседнего двора. Так «родилась» картина «Опять двойка», над которой задумчиво сидели в разные годы очень многие школьники, размышляя: «с чего же начать».
Татьяна Викторова