Найти тему

Юрий ГЕМПЕЛЬ: «Запад грезил о «яблоневой» революции. Не вышло»

Новогодние праздники отмечать-то мы отмечали, но и с тревогой посматривали на телеэкран, когда там озвучивали новости из Казахстана. Неожиданно в первых числах января в дружественной республике начались акции протеста против подорожавшего газа. Им в большинстве заправляются автомобили, поэтому недовольных в колоннах оказалось много. Поначалу даже политологи с именем комментировали ситуацию довольно вяло, мол, пошумят и разойдутся. Новогоднее настроение, застолье — не тот фон, на котором может вспыхнуть пожар. Но он таки случился — с убийствами, стрельбой, мародёрством, крушением витрин и поджогом автомобилей. Как к этому отнеслись в Крыму? Мы пережили государственный переворот, посылали делегации на анти-майдан, формировали ополчение для защиты республики от националистов. Нам как никому другому ясны риски дестабилизации. Говорим о новостях из Казахстана с председателем Комитета Государственного Совета РК по народной дипломатии и межнациональным отношениям Юрием ГЕМПЕЛЕМ.

Юрий Гемпель
Юрий Гемпель

— В Алматы, судя по всему, дипломатией и не пахло, Юрий Константинович. Что мы наблюдаем — очередную попытку Запада устроить цветную революцию?

— Я искренне верю, что поначалу какая-то часть казахстанского общества, не довольная повышением цен, вышла на мирные акции протеста. Перед Новым годом в каждой семье повышаются расходы, поэтому подорожание товаров и услуг болезненно ударило по карману обывателя.

— Но обыватели не отрезают голову правоохранителю, не переворачивают машины, не носятся с автоматами по улицам.

— Вы совершенно правы. Складывается ощущение, что в структуре западных спецслужб есть специальные сенсорные кнопки. Любая заварушка заставляет их немедленно срабатывать, и к месту конфликта отправляются провокаторы — с оружием, деньгами, наркотиками, битами. Это мы наблюдали в Казахстане. За считанные часы туда устремились авто, нафаршированные взрывчаткой, автоматами Калашникова, винтовками. Не надо быть Нострадамусом, чтобы утверждать, что ими грамотно руководили. Сценарий узнаваем — по Грузии, Киргизии, Украине, Белоруссии. Поскольку Алматы утопает в яблоневых садах, наверное, эту революцию назвали бы «яблоневой».

— Почему Запад, который на словах продвигает права, свободы, мир, поддерживает исключительно заварухи? Почему он не на стороне строительства заводов, распашки целинных земель, создания новых технологий?

— Потому что ему надо одно — ослабить Россию. Казахстан граничит с нашей страной. У нас хорошие отношения. Мы входим в Организацию договора о коллективной безопасности (ОДКБ). И если плохо будет Казахстану, это отразится и на России.

Миротворцы быстро навели порядок на улицах казахстанских городов
Миротворцы быстро навели порядок на улицах казахстанских городов

— Но ведь западных инвестиций в Казахстане больше, чем российских. Политическая дестабилизация влечёт за собой экономическую. Получается, Запад стреляет в собственную ногу.

— Мне понравилось высказывание президента Национального исследовательского центра «Курчатовский институт» Михаила Ковальчука о том, что «Америка играет вдолгую». Нанеся ущерб России, она выиграет куда больше, нежели отдача от инвестиций в экономику Казахстана. Так я думаю.

— Знаете что ещё удивляет? В кризис, как чёрт из табакерки, выскакивает оппозиционный лидер. Им оказался живущий в Париже бывший банкир Мухтар Аблязов. Никто до последнего момента о нём не слышал, а тут ведущие мировые СМИ предоставили ему трибуну, и он сказал, что готов вернуться в Казахстан и возглавить «временное правительство» при условии, что протест «достигнет правильного охвата».

— Да, Светлана Тихановская — ему подружка. Но ничего серьёзного из этих потуг не выйдет. Миротворцы из России, Киргизии, Таджикистана, Белоруссии уже в Казахстане. Контролируют стратегические государственные объекты, взяли под защиту свои представительства. Протесты сойдут на нет в ближайшие 2—3 дня.

— Очень разочарован государственный секретарь США Энтони Блинкен.

— Да, я слышал его циничное высказывание, что «когда в твоём доме появляются русские, их бывает сложно заставить уйти». Пусть он скажет эти слова вьетнамцам, ливийцам, афганцам. Кто-то из политологов верно продолжил: «А когда в твоём доме появляются американцы, трудно остаться в живых, не избитым, не изнасилованным».

— Как вы оцениваете действия казахстанского лидера Касыма Токаева?

— Однажды на заседании Валдайского клуба он высказался в том духе, что страну лучше снять с милитаристской иглы и заниматься инвестированием. Это, мол, улучшит жизнь людей. На что Владимир Путин ему заметил: «Хусейн тоже так думал». Токаев принял единственно правильное решение, обратившись за помощью в ОДКБ. Но урок из сказанного нашим президентом ему ещё предстоит извлечь.

Беседовала Ирина ИВАНЧЕНКО
Фото В. ГУСЕВА и из открытых источников