"Путешествие в Икстлан" долгое время рассматривался как академический труд, каким он и был признан в научном сообществе, и даровал право своему автору называться доктор Карлос Кастанеда. Нельзя судить наверняка, но сама структура произведения разделяет все творчество Кастанеды на два этапа. И первый этап творчества и всей жизни больше не имеет для автора значения, он начал свое путешествие в Икстлан.
И так данный труд делится на две части.
Первая часть "ПвИ" известна читателям по предыдущим его работам, и часто вводит в заблуждение начинающих поклонников автора. А для Кастанеды она стала итогом его научной деятельности. Интерес же для увлеченных творчеством Кастанеды вызывает именно вторая часть. Словами дона Хенаро: "Путешествие-то Настоящее!" автор нас приглашает в этот долгий волшебный путь вечного поиска истиной свободы, изложенный на страницах его следующих книг.
Внимательный читатель по завершении "ПвИ" сделает для себя обескураживающий вывод - все мы лишь призраки. Всеми нами движут чувства, желания и страхи, а они эфемерны, преходящи, чужеродны. Такое положение вещей намертво закреплено определенными условиями. Так личная история с одной стороны ставит нас в особое положение, гарантирующее определенное будущее, с другой делает нас нами. Таким образом основная ее функция ограничение свободы воли. Семейные узы, профессиональные связи, обручальные кольца и личные обязательства вяжут по рукам и ногам наше существо. Но и даруют чувство собственной важности, усыпляя восприятие, даруя видимость того, что мир вечен, незыблем. И человек вовлеченый в этот круговорот не замечает ни приближающейся смерти, ни бушующей жизни вокруг него. Вот тут автору и удалось вплести в обычное описание своего исследования, как антрополога, новый философский взгляд на мир, жизнь, человека и породить величайшую загадку ХХ века. И самим стать частью этой загадки, частью сказки о силе. Но об этом в другой раз.