Расскажу, как делали фильмы про артистов балета.
Формат я использовала тот же самый, как делают репортажи, сюжеты на телевидении. То есть это телевизионные фильмы, а не художественные.
Первый фильм "Николай Фадеечев".
Решили его создавать абсолютно спонтанно летом 2020 года. Идея проекта у меня была очень давно, но все планы спутала эпидемия. В один августовский день договорились сразу с тремя учениками Николая Борисовича на интервью - Русланом Скворцовым, Андреем Уваровым и Надеждой Грачевой. К сожалению, Сергей Филин, Николай Цискаридзе и младший сын Фадеечева - Александр были заняты, отсутствовали в Москве и не смогли поучаствовать. А позже приехать не получилось у меня. На старшего сына Алексея я так же вышла, когда фильм был уже готов.
Порядок был такой. Сперва отсняли три интервью, а потом уже под них подгоняли архив выступлений.
Создание обошлось менее, чем в 10 000 рублей, и по срокам все заняло примерно два месяца, так как в конце августа мы отсняли интервью, а 19 октября состоялась премьера фильма.
Фильм был показан на разных площадках г. Москвы, отправлялся на кино- и телеконкурсы, то есть его видели не только друзья, ученики Фадеечева и поклонники балета, но так же профессионалы кино и телевидения. Мы заключили договор с сетью Библиотек Новой Москвы, где так же идут показы.
Отмечу, что и тут не обошлось без проблем. Мы не использовали материалы Большого театра совсем, но после того, как фильм уже вышел, я выслала ссылку Катерине Новиковой, и сразу после этого мне тут же пишет директор киновидеостудии театра (а по совместительству и друг Николая Цискаридзе) - Никита Тихонов с претензиями (не говоря вообще о стиле письма, где ко мне обращаются вообще без имени, по фамилии, и не говоря о том, каким тоном со мной общались летом по телефону). Мой юрист направляет встречную претензию на имя Владимира Георгиевича Урина и самого Никиты Тихонова, а так же я сама лично звоню Ирине Черномуровой. Претензии театра мне не понятны, ведь к его помощи мы вообще не прибегали.
И так же пишу в паблике у Николая Цискаридзе (чтобы все видели). После этого всего мне звонит Тихонов и уже совершенно другим тоном (!) общается, говорит, что претензий ко мне не имеет. Ну и отлично. Но времени с юристом мы потратили много.
Показы прошли очень успешно. Фильм до сих пор имеет хорошие отзывы и считается удачным. Основные просмотры у него не в сети интернет, а на площадках.
Второй фильм "Владимир Никонов" мы делали больше года. Работать начали в тот момент, когда еще шла работа над фильмом про Фадеечева. Причем интервью к первому фильму писали как раз в тот день, когда стало известно о смерти Владимира Никонова.
Здесь мы изменили порядок работы, сперва монтировали все видеоархивы, начиная с осени 2020 года, потом в ноябре 2021 снимали интервью в Большом театре. Это действительно морально и материально было очень тяжело. Меня поймет лишь тот, кто сам делал кино и попадал в подобную ситуацию.
У меня сразу была своя договоренность на интервью с учениками Владимира Леонидовича - Марком Перетокиным, Егором Геращенко, Владимиром Непорожним. Александр Волчков в даты, когда снимали интервью, уезжал, хотя очень хотел участвовать. Пресс-служба Большого театра мне дополнительно предложила снять вместо отсутствующего в Москве Юрия Посохова Александра Ветрова и Давида Мотта Соареса, причем ко второму я ранее обращалась с вопросом об интервью, но он мне ничего не ответил на сообщение. А Ветров, как оказалось, не работал с Никоновым как с педагогом-репетитором, о чем сам сообщил непосредственно во время беседы. Это стало для всех неожиданностью.
Фильм в итоге обошёлся по бюджету более, чем в 30 000 рублей, уже когда пересекли эту сумму, то я перестала считать расходы. На съёмки и монтаж только одних интервью ушло 10 000 рублей. Это ещё все услуги мне оказывали по большой скидке, работа оператора очень недешевая, прайс сопоставим с работой хорошего тренера по бальным танцам, например, и заскакивает даже у студентов. Мой оператор берет обычно от 3000 рублей в час, но так как проект ему просто интересен и он вошел в мое положение, то мне съемка вышла значительно дешевле. Это не считая организации моей поездки в Москву, оплаты такси, отеля, перелетов, питания и так далее.
Монтаж архивной части второго фильма выполняли три человека, помимо меня. Это обошлось более, чем в 10 000 рублей. Озвучку и начитку пришлось делать самой, так как никто из желающих поучаствовать в проекте дикторов не смог осилить два листа текста. За запись заплатила 1500 рублей , это почти по-божески. При этом "профессиональные дикторы", на деле ничего не умевшие, - ни поставить паузы, ни выдержать интонацию, и банально не прочитавшие даже биографию человека, о котором этот фильм и предлагаемый текст, и не ознакомившись с материалом предыдущего фильма, ещё кидали понты, хамили.
Оператор, снимавший интервью для второй картины, оказался на деле не оператором, а 20 летним студентом режиссерского отделения (!) ВГИК. Про ВГИК я сама не могу ничего хорошего сказать, не встречала оттуда профессионалов, начиная с педагогов.. Но мне нужна была экстренная замена, я не стала проверять человека, и очень жестоко ошиблась. Человек кадр не видит от слова совсем, не смог элементарно общим планом снять в театре залы, холл и музей, как я его просила. Снял не того артиста на классе. При этом ещё на этапе переговоров от него было ужасное хамство и истерика, припадки. На съемках мне высказывал свое "фи", не понимая специфику работы тележурналиста. Смеялся, что у меня не айфон (да-да), кидал понты, что он такой крутой и взял в аренду дорогую технику. Рассказывал, что "у них в кино" принято 12 часов снимать. А у нас на телевидении мы снимаем 10 минут, берем комментарии и сразу едем в другое место, так как времени крайне мало. Более того, в первый день я прилетела в Москву в 8 утра, ночь не спала и с аэропорта сразу поехала на интервью, голодная, не выспавшаяся и не отдохнувшая. Банально перед интервью хотелось выпить чаю и зайти в душ! Но куда мальчику с понтами это понять.. Хотелось ему ответить: "Малыш, ты перед мамой и папой эти понты кидай, а не перед заказчиком, который вообще-то тебе платит и ждет хорошую качественную работу. А не вот это все"... Не говоря о том, что я женщина и в два раза его старше! В общем, мерзость. Замена горе-оператору была, но дергать людей не хотелось, и уже были заранее оформлены все пропуска в театр.
Потом после съемок "оператор" мне прислал раздельно звук и видео, что мне лично очень усложнило работу при монтаже. При просьбе сделать, как я прошу, написал много гадостей. Что он снимал в театре, я вообще не поняла. Человек не знает, что такое общий план, никогда не снимал телесюжеты... В общем, все было очень сложно. Ошибки обошлись лично мне очень дорого во всех смыслах. Но зато какой урок на будущее, что хамов надо ставить на место!
Монтаж архивов частично делала в Анапе, где мне это обошлось во много раз дороже, чем в той же Москве, так как в регионе везде берут деньги за каждый чих. Причем монтировал человек, который совсем не монтажер, не оператор или режиссер, а музыкант.
Так что понимаете, каких нервов мне это все стоило. И почему я пишу, что я от этого фильма очень устала... Доделать - это было дело чести и совести, ведь я обещала многим, Владимиру Георгиевичу в том числе. Я не могла подставить людей.
С сыновьями Владимира Никонова я так не смогла связаться.
Конечно, я очень благодарна и руководству театра, и его пресс-службе, и всем ученикам Владимира Леонидовича, всем людям, кто поддержал проект.
Впервые взглянула на театр без зрителей по-другому. И, конечно, сделала выводы, какие ошибки впредь нельзя допускать.
Фильм мы успели доделать до нового года, изначально я рассматривала срок его выхода в феврале. Но нервами, потом, слезами и стрессом и моим влезанием в кредиты (куда без этого) мы фильм доделали.
В феврале или марте его покажут в библиотеках. Продвижением на фестивалях я в этот раз не занимаюсь. И мне так же предложили весной провести в Москве творческую встречу. Очень этого хочу, так как мне очень важна обратная связь с публикой.
Ну а вы, зрители, можете оценить, покритиковать. Все мнения я учитываю на будущее, если они высказаны корректно, конечно.
#фильмыобартистахбалета #фадеечев #никонов #большойтеатр #кино #интервью