Мы живем в самом прогрессивном из миров. Жизнь за последние 100 лет сильно изменилась, технологическая революция шагает по планете, и фантастика очень быстро становиться реальностью. Медицина тоже изменилась. Вокруг нас лозунги: рак излечим, диагноз не приговор. А вот открылся оснащённый по последнему слову техники кардиологический центр. Онкологи теперь имеют новую современную лучевую установку, которая позволяет эффективнее лечить. Британские учёные открыли новое лекарство от неизлечимой болезни. Правда, оно дорогое. Ну, это ничего. Теперь уже британские учёные уходят в тень, потому что на первом месте сейчас китайские учёные, которые на острие науки, и уже взялись за редактирование эмбрионов человека.
Много чего интересного происходит, и когда вы всё это читаете или смотрите, складывается впечатление о полной победе медицины на всех фронтах. А если вдруг будут проблемы со здоровьем, то вы просто пойдёте в больницу, и вас вылечат. Потому что у нас век доказательной медицины, высокотехнологичных лекарств и операций, генной инженерии. Вот такое представление о медицине складывается у гражданина, и это не зависит от страны. Медицина, конечно, в разных странах на разном уровне находится. В нашей стране достаточно высокий уровень медицины и неплохая ее доступность для населения. Но это никак не влияет на результаты для конкретного человека.
Возьмём среднестатистического гражданина. Вот живёт на белом свете Вася. Ему примерно 40 лет, он работает менеджер в автосалоне, зарплата неплохая. Лечится ходит в частную клинику. Уровнем медицины Вася доволен, потому что когда потребитель сталкивается с какой-то услугой, то главный критерий хорошо оказанной услуги - это решение проблемы. А проблема была у Васи такая: его беспокоили боли в спине. Пропил таблетки, и боли в спине нет. Проблема решена, потребитель услуги доволен.
Вот только Вася не знает, что таблетки, которые он выпил, только обезболили и сняли его симптомы, но не вылечили его спину. Вася об этом не знает, потому что он, собственно говоря, не медик и не обязан знать тонкости медицины.
Живёт Вася дальше. Он вполне доволен своим контактом с медициной, потому что у него была достаточно серьёзная для него проблема, которая мешала жить, а теперь этой проблемы нет. Ну, или кажется, что нет.
Проходит пару лет, и начинается продолжение спектакля. У Васи прихватил желудок. Да так сильно, что пришлось вызвать скорую помощь. Наш герой попадает в больницу. «У вас язва желудка», - говорят доктора и выписывают кучу кучу таблеток, которые Вася принимает в больнице, и ещё потом дома пить их месяц. Кроме этого нужно соблюдать диету. Прощайте, жареные колбаски и крылышки в остром соусе... Вася думает: «ну ладно, небольшие ограничения, но жить можно». Он выписывается из больницы. Иногда желудок всё равно прихватывает, но он знает уже волшебные таблетки. Вася, в целом, тоже доволен контактом с медициной. Ведь ему было плохо, а теперь уже лучше. Хотя симптомы сохраняются, а иногда Вася задаётся вопросом: почему у него возникла язва. Вот сосед употребляет алкоголь и горчицу тоннами, и желудок его не беспокоит.
И вот Василий отметил 55 лет. И вдруг, как из рога изобилия, посыпались проблемы. Выясняется, что у Васи очень высокий холестерин и холестериновые бляшки в сосудах, которые угрожают Васиному мозгу и сердцу. Еще высокое артериальное давление. Ему говорят, что теперь придётся пить таблетки для снижения давления всю жизнь, чтобы не было инсульта, инфаркта и прочих радостей жизни. В постоянном режиме теперь болит спина и суставы. Суставы совсем плохие, и поэтому он вынужден пить всё время обезболивающие, ставить уколы в сустав.
Что мы имеем в сухом остатке? Человек физически ограничен, он ходит с тростью. От физической нагрузки начинается одышка, периодически подскакивает артериальное давление, приезжает скорая, сбивает его таблетками и уколами. Потом у Васи постепенно появляются боли в сердце, ему ставят дорогущие стенты (искусственные трубочки) в сосуды сердца, чтобы бляшки холестериновые не перекрывали кровоток. Но через полгода они тоже зарастают холестерином. Васе делают операцию аортокоронарного шунтирования. Но и этот альтернативный кровоток вскоре закрывается. И вот в 65,5 лет Василий умирает от инсульта или инфаркта. Почему в 65,5 лет? Это средняя продолжительность жизни российских мужчин. И Василий подтверждает печальную российскую и мировую статистику о том, что большинство людей на планете сейчас умирают от сердечно-сосудистых заболеваний (от инсульта, инфаркта и ассоциированных с ними состояний).
Внимание, вопрос! Как так получилось, что из относительно здорового человека Василий превратился в неизлечимо больного? И почему, несмотря на все достижения современной медицины, передовые разработки, высокотехнологичные операции и современные лекарства, люди умирают не от старости, а от своего основного сердечно-сосудистого заболевания?