Найти тему
Литературный Диалог

«Голландский дом» Энн Пэтчетт: жизнь на паузе

Оглавление

Голландский лимб: когда наследие это не только дом, но и воспоминания

Объем: 320 страниц

«Голландский дом» - история о личном маленьком рае и об индивидуальном рукотворном аде, воплотившимися в стенах одного старинного особняка, где этот самый рай, как и этот самый ад, уже неоднократно расцветали, затухали, чередовались, создавая фон для радостей и горестей человеческой жизни и особенно человеческой смерти.

¾ романа выглядят превосходно и, думаю, являются превосходными. Главы логично выстроены и своевременно поданы, события собраны в тугой пучок осмысленных воспоминаний Персонажей, которые не всегда совпадают друг с другом, создавая заметный антагонизм восприятия, но не конфликт между самими Героями, которые позволяют прошлому управлять своим будущим, а значит, должны придти туда, откуда вышли.

Здесь есть интрига, есть загадка и, увы, есть блеклый, рафинированный и, как мне кажется, в сравнении с началом даже плохо стилистически написанный финал с дурными диалогами, который, соответствуя первоначальной идее вечных повторений и перерождений владельцев дома, все же перечеркивает все обаяние книги. Конечно, ниже я буду говорить о том, что показалось мне той ложкой (столовой) дегтя, но в начале (да и в середине) роман подавал большие надежды и ради них его стоит прочитать!

Обманутые надежды и рукотворный лимб?

«Голландский дом» со стороны кажется почти райским садом. Насквозь просматриваемый с дороги, он скрывает за своими стеклянными стенами души своих владельцев, практически порабощая их. Оказываясь внутри, хозяева особняка уже не могут выбраться наружу, становясь заложниками этого мнимого Эдема. И единственный способ избежать мучительной смерти в собственном богатом жилище — это побег.

Линия бежавшего и даже в некотором смысле падшего ангела, безусловно, кажется крайне надуманной, особенно, в контексте его (вернее ее) возвращения обратно. Автор силится сравнивать свою Героиню с Матерью Терезой, вероятно, не слишком интересуясь деятельностью последней, ибо ее божественные методы работы с паствой в наше время стали общеизвестны. Если Вы по какой-то причине еще верите в земных святых, документальный фильм «Ангел из ада» это исправит.

Поэтому линия безоглядной помощи неким условным нуждающимся в ущерб своему собственному потомству выглядит совершенно неубедительно, как и ее обоснование:

«Мужчины то и дело бросают своих детей, и мир их за это восхваляет: Будда бросил, Одиссей бросил и, всем вообще насрать на их сыновей», - врубает Автор феминистский посыл, без которого в наше время, видимо, книги не печатаются.

Самое забавное, что Денни и Мейв были брошены не только одухотворенной матерью, но и своим вполне материалистичным отцом, еще при жизни оставившим своих отпрысков на «самовыгуле», в том числе и информационном, где уход мамы годами обрастает какими-то невероятными легендами и домыслами, превращая ее личность почти в икону для слепого поклонения. И, конечно, когда святая сходит с полотна, Дом переворачивается с ног на голову.

«…Без понимания первой главы, нет смысла переходить ко второй»

Книга состоит из разбросанных во времени и пространстве воспоминаний Денни, снабженных его личными интерпретациями событий, которые постоянно подвергаются корректировки, благодаря версиям сестры, практически заменившей ему потерянную мать. Смотреть на них обеих критически он не в состоянии, как и на себя самого. Оторванный от корней, он стремится строить свою жизнь, но лишь старательно до мелочей реконструирует судьбу отца, будто проводя капительный ремонт очередной жизни в аренду.

«И даже если бы это не была одна и та же женщина, подобное сходство делало очевидным то, как дочь однажды превращается в мать», - пишет Автор о неизбежной преемственности, которую венчает старый дом, куда в итоге возвращаются все Герои, чтобы начать следующий виток на позитивной ноте, как это было уже не единожды.

Интересный ход с картиной, где изображена Мейв, которая остается внутри дома после ухода девушки на ряду с портретами бывших хозяев особняка, будто иконостас мучеников, вывешенный на всеобщее обозрение. «Голландский дом» коллекционирует смерти своих владельцев, и в этом свете концовочка уже не выглядит сильно оптимистичной.

«Я бы хотела, чтобы и ты мог всему этому порадоваться, сказала она, - впрочем, нет, мне все равно. Моего счастья хватит на нас обоих», - заявляет Мейв в этом феминистском раю, где мужчины остаются за бортом реальности и просто следуют на своей затхлой лодочке, крепко привязанные к прущему в сторону айсберга судна под руководством уверенных в своей непогрешимости женщин.

Семейный склеп дурных воспоминаний

Возвращаясь к интерпретациям Автора действий собственных Персонажей, в обелении своего «падшего ангела» она зашла в область исключительного абсурда.

«Андреа - вот мою покаяние, моя эпитимья», - заявляет мать Денни о новой жене своего мужа, буквально выставившей ее детей на улицу голыми. Что может быть тщеславнее такого снисхождения, гордыня надевает разные маски, иногда это лик полного покаяния и смирения.

В тексте встречаются дословные заимствования, которые так и тянет обозвать плагиатом:

«Когда бог желает наказать, он лишает разума», - пытается выдать Пэтчетт чужую древнюю, как мир, мысль за свою собственную.

А теперь парочка понравившихся мне цитат из первой части книги, которую как-будто писал другой человек:

«Я почувствовал легкий укол раздражения и позволил ему перерасти в гнев: гнев куда приятнее чувства вины»

«Вселенная, возможно, и расширялась, но багажная полка нет»

«Это втроем прозвучало так ностальгически, будто связывало нас нечто большее, чем обстоятельства»

В общем, в начале «Голландского дома» Автором поднято столько нетривиальных острых тем в весьма оригинальном исполнении с далеко идущими метафорическими отсылками, но все они завязли в клубке женщин, вдруг обратно собравшихся в одном склепе, пардон, особняке. И все получилось по-нелепому банально: зло вроде как наказано, добро вроде как торжествует, дом вроде как получил себе свежее мясо на переработку.

Но вопросы, беспокоившие Денни, Мейв и, как мне казалось, Автора на протяжении всей книги просто были выкинуты за ненадобностью. Ответственность за СВОЮ жизнь, способность перевернуть судьбу усилием воли, умение прощать и двигаться дальше... А по факту скомканный финал и приторное возвращение в Эдем.

«Нам оставалось держать ахи и охи при себе», - пишет Автор о гениальных детях Денни, запуская историю на следующий виток.

Что ж, я, пожалуй, тоже сдержу свой первоначальный порыв «поахать» и хоть и порекомендую «Голландский дом» для осознанного досуга, но сама знакомиться с другими произведениями Пэтчетт пока точно не стану.

Приятного чтения!
Давайте
дружить ВКонтакте! и в Инстаграмм!

#зарубежная литература #литература #энн пэтчетт голландский дом #рецензии на книги #саморазвитие #что почитать #психология #досуг