Найти в Дзене
Про Мой Район

Как одеваться модно и почему не нужно покупать футболки за 200 рублей — рассказывает бренд-директор московской Недели моды

Оглавление

Большой город – это витрины. Блеск красивых вещей и дерзость моды. Большой город – это нарядные люди, которых хочется разглядывать. О феномене моды мегаполиса подкаст «Большой город» поговорил с Зоей Сохор, стилистом, продюсером fashion-проектов, бренд-директором Недели моды в Москве. Ссылку на эпизод подкаста традиционно прикрепляем в конце материала.

Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock

Особенности национального гардероба

Прав был Грибоедов. На всех московских есть особый отпечаток. Москва – модный город. Один из самых модных на планете. Я вообще убеждена, что мода – это явление, присущее мегаполисам. Она отсюда произрастает, а потом уходит на другие, периферийные, территории.

Мы следуем моде, она в России не зарождается – в этом наша особенность. И принимаем мы моду, конечно, с поправкой на наш менталитет. В России достаточно традиционная модель отношений, семьи. То есть женщины как правило на вторых ролях и как бы при мужчинах. Поэтому если в моде оверсайз, мужские костюмы на женщинах, такая гендерная мода, то российские женщины все равно будут выбирать платья, которые подчеркивают фигуру, женственность, красоту. Потому что для определенного процента девушек и женщин главная задача – это встретить правильного и достойного мужчину, а одежда и облик в целом этому способствует. Женщина должна радовать глаз. И она, выбирая одежду, исходит из этого.

Что такое – быть модным?

В моем восприятии модный человек – это тот, который одет в модную одежду. Не имеет значения, мил он в общении или недоброжелателен, глуп или умен, как воспитан. Мода – это образ, определенные часто сменяющиеся формы. Прямые джинсы или клеш. На это работает глобальная индустрия, четвертая или пятая после сырьевых индустрий и фармы. И когда мы говорим о моде, мы прежде всего говорим об одежде и аксессуарах. Не путать со стилем. Потому что между модой и стилем пропасть. Я знаю много людей, которые одеваются стильно, у них есть некая внутренняя ось, и они на нее ориентируются. Для них не важен внешний контекст, которым является мода.

Но отношение с модой – это и послание обществу. И когда я вижу человека, одетого не по моде, у меня только один вопрос – почему? Неужели настолько не хочется быть частью общества? Или это форма эпатажа? Или полная индифферентность к окружающему миру?

Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock

Технологии и фэшн

Технологии оказывают большое влияние на моду. Главное, конечно, – это появление цифровой одежды. Если мы говорим о соцсетях и модных блогах, то цифровая одежда позволяет сократить оборот физической одежды. Если тебе нужно фото в чем-то новеньком, достаточно цифровой, виртуальной одежды. Второе – это различные технологии дополненной реальности и виртуальная примерка. Это делает выбор потребителя более осознанным. Способствует тому, что логистика магазинов становится более эффективной – снижается процент возвратов, и экономика магазина улучшается.

Кончено, есть много разработок новых тканей. Появляется одежда из невесомых материалов, которые отводят влагу, позволяют человеку сохранять нужный температурный режим. Уже есть легкая и удобная одежда для аутдора (отдых и занятия спортом на природе). Одежда со встроенными чипами – дело недалекого будущего.

Магия переодевания

В одночасье ты оборачиваешься и видишь, что все, буквально все, идут в белых тапочках. Как, когда произошло это массовое переобувание?

Тренды овладевают обществом, и это цикличный процесс. Так есть ранние последователи, поздние последователи, большинство и консерваторы. И когда появляется какой-то тренд, например на ЗОЖ, в рамках этого тренда обновляется меню в кафе. Меняется ассортимент в супермаркетах, появляется более здоровая пища. Люди начинают больше тренироваться. И это определённым образом влияет на моду. Потом кто-то начинает носить кроссовки с костюмами, демонстрирую причастность к тренду ЗОЖ. 3-5 процентов населения быстро подхватывают этот тренд. За ними следующая группа – процентов 10 населения. И спустя некоторое время заметно, что это делают все.

Параллельно идет такой же процесс в мире модных брендов. Например, в люксовом сегменте, появляются 2-3 бренда с неким посланием. Потом это спускается в премиальный сегмент, затем в масс-маркет, и, наконец, это становится доступным широким группам населения. И любой человек может купить себе условные белые тапочки.

Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock

Кроссовки из мусора

Моду обвиняют в том, что она подсаживает нас на избыточное потребление. Но то же самое можно сказать про автомобили, книги, гаджеты. Поэтому глобальный тренд сегодня – осознанное потребление. Далеко не всегда мы покупаем одежду, когда она нам реально нужна. В масс-маркете стоимость вещи сопоставима с ценой похода в Старбакс. Футболка переживает максимум две стирки – и это одна из проблем глобальной индустрии моды. Есть прекрасный фильм, который выходил в российском прокате под названием «Реальная цена моды». Там специалисты говорят, что 50 лет назад мода – это товары длительного пользования. Сейчас мода – это товары народного потребления. Одежда в масс-маркете не имеет ценности для потребителя, поэтому огромное количество одежды оказывается на свалках. При этом есть бедные люди, у которых просто нет возможности ее приобретать.

Выход: покупать меньше одежды. Потому что мода – глобальная индустрия, нацеленная на производство максимума товаров и извлечения максимума прибыли.

И далеко не всегда человеку столько одежды нужно. Есть активисты, которые ведут пропаганду сознательного отношения к моде и одежде. Есть дизайнеры, которые проповедуют принципы устойчивой моды в своем производстве. Еще один выход: рисайклинг. Ненужную одежду лучше отдать на переработку или в благотворительные магазины или на многочисленные теперь уже рисейл-платформы.

Интервью с Зоей Сохор слушайте в 33-м выпуске подкаста «Большой город» на «Яндекс.Музыке».

--------------------------------------

Вам также может быть интересно: