Утренние и вечерние молитвы. Как часто у каждого из нас не хватает на них времени. Спешка, суета, работа, дом, домашние дела, дети, уроки и прочее, прочее, прочее - у каждого свое. И в этой круговерти ни на что не остается сил. Дотянуть бы до ночи, упасть головой на подушку и сладко заснуть. И вроде только упал на нее - а уже утро наступило. И все начинается по кругу. Суета, работа, дом, хронические недосыпы и усталость...
А как же молитвы? Ведь молитва - это особый разговор с Господом Богом - нашим любящим и всепрощающим Отцом. Что же это получается - провести день без нее? Не вспомнить об Отце, не поздороваться с Ним, не рассказать Ему, как прошел день? Пусть одной короткой фразой, но все-таки? Мы же находим время на семью, работу, близких. Неужто не найдем время для нашего Создателя - того, от которого зависит каждый наш вздох и жизнь на Земле? Найдем, конечно!
И мы прилежно заставляем себя каждое утро и каждый вечер подходить к Красному углу, читаем утренние и вечерние молитвы. Только молитва почему-то не идет: знакомые наизусть строки произносятся машинально, а в голове и сердце засели мысли о предстоящих делах и хлопотах, да так прочно, что не выметешь метлой.
Конечно, было бы здорово успевать делать все по правилам. Есть в молитвослове утренние и вечерние молитвы, написанные святыми отцами, - прочитал их, перекрестился у икон в Красном углу и готово. Но ведь не получается.
- Так как, по сути, мы хоть и читаем молитвы, исполняя завет Божий, а толку от этого ноль - такие молитвы Богу не угодны. Они как "об стенку горох" - уходят в пустоту. А все потому, что некогда нам, спешим, торопимся. Забот полон рот и вагон и маленькая тележка.
Сама этим грешу, каюсь. Нередко тороплюсь, отвлекаюсь, а потом понимаю, что не от сердца помолилась, мыслями мирскими увлеклась. В пустоту моя молитва ушла. Так что же делать тогда? Как и Богу послужить, и своей душе не навредить? Да день благословить?
Не нужно изобретать велосипед, когда он уже изобретен. Для мирян, таких, как мы с вами, еще батюшка Серафим Саровский - великий подвижник и святой Русской православной церкви - написал специальное "правильце", состоящее всего из несколько молитв. Злоупотреблять им, конечно, не стоит, но для дней, когда нет времени, оно подойдет отлично.
В чем же оно заключается? Святой преподобный писал, что каждое утро, проснувшись ото сна, нужно осенять себя крестным знамением и читать трижды "Отче наш" и "Богородице Дево, радуйся", один раз "Символ веры". Многие из нас давно выучили эти молитвы наизусть и никакого труда их прочесть не составит. В течение дня нужно повторять про себя Иисусову молитву и просить Матерь Божью о спасении, а в конце дня, отходя ко сну, вновь трижды прочесть "Отче наш"и "Богородице Дево, радуйся", да еще один разочек "Символ веры". И все. Помолились.
"Лучше малое количество молитв прочесть с полным вниманием и сердечным умилением, чем много - с поспешностью и рассеянностью. (Святой праведный Иоанн Кронштадтский).
Согласна, ситуации и обстоятельства бывают разные. Бывает и так, что и на это правило преподобного Серафима Саровского не остается времени и сил. Тогда достаточно просто нескольких сказанных фраз в течение дня, но искренних, идущих от всего сердца, из самых глубин души.
- Например, проснулись утром, подошли к домашнему иконостасу и от всего сердца произнесли: "Господи, благослови на день грядущий". Я, бывает, просто подхожу к большой иконе Спаса Нерукотворного, которую привезла из Никольского монастыря города Арзамаса, целую ее и говорю: "Доброе утро, дорогой Отец! Я тебя очень сильно люблю!" Кто сказал, что нельзя Господу молиться своими словами? Можно. И даже нужно! Потому что такая молитва идет от сердца. Она искренна и чиста. Она угодна Богу всегда. И уж точно угоднее молитв, которые мы прочитали из молитвослова без души, машинально и на автомате.
- В течение дня, когда вы что-то делаете, не вовлекаясь в дело мыслями, можно посвятить это время Богу: мысленно воздать ему хвалу или поблагодарить за что-то. Сказать просто: "Господи, спасибо тебе за все!" или "Слава Богу за все!".
- Отходя ко сну, можно снова произнести: "Господи, благослови на сон грядущий". Или мысленно обратиться к Отцу и вкратце рассказать ему своими словами о прошедшем дне: "Господи, вот сегодня я согрешила перед тобой в том-то и том-то, прости меня, пожалуйста. Ты ведь знаешь, что я тебя очень сильно люблю, но почему-то все равно оступаюсь, падаю, не могу устоять от искушений..." или "Господи, я сегодня была так счастлива, так рада, сегодня случилось столько всего прекрасного. Как же я рада, что Ты у меня есть, что Ты даровал мне эту благодать и радость, несмотря на мои грехи и недостойное поведение!.." и так далее и тому подобное.
Разумеется, не стоит впадать в крайности и молиться только так. Когда есть время, нужно со вниманием и величайшим благоговением читать утренние и вечерние правила, написанные святыми отцами, или правило батюшки Серафима. Чтобы лукавый не нашел повода на этом нас подловить и ввести в прелесть.
Главное соблюдать важный нюанс: молиться нужно всегда от сердца, по велению и желанию души. Нужно хотеть говорить с Богом - дорогим нашим Создателем и Отцом. Жаждать этого. И тогда Бог услышит.
Святитель Тихон Задонский говорил так: "Лучше перед Богом сказать от сердца и со смирением и благоговением два или три слова, нежели прочитать много молитв и канонов без рассуждения и со скоростью. Бог внимает внутренности, а не внешности, и слушает вопиение сердечное, а не устное".
Вот сейчас пишу эти сроки и душу охватывает необыкновенное чувство любви к Богу. И хочется делиться этим чувством с Ним, с вами. Просто радоваться тому, что Отец у нас есть. Он с нами. Господи, слава Тебе, показавшему свет!
Мира вам, дорогие братья и сестры!
Господи, Иисусе Христе, помилуй нас, грешных! Слава Богу за все!