"Я пенсионерка уже 21 год, работала в школе в разных местах нашей области, ездила за мужем, так как нам за 34 года совместной жизни приходилось переезжать из одного района в другой." - пишет мне Валерия Ивановна Ш.
Родилась я в сельской местности в поселке на берегу реки Медведицы. Мы, подростки, росли и не знали никаких лакомств, нарядной одежды, но росли, радуясь солнцу, доброте своих сельчан.
Мама моя была почти неграмотна, папа - человек добрейшей души, немного грамоту знал. Мы в те далекие времена не видели настоящего хлеба, который едим сейчас, мы ели оладьи из травы перекати-поле: рвали ее, сушили, толкли в ступке и пекли из нее оладьи.
Спасала нас матушка-коровушка, молочко которой делили на несколько семей, да земля родная, на которой выращивали овощи. А в засушливые годы поливали вручную, таская большие ведра с водой из речки.
Но все равно всегда вспоминаю с радостью эти далекие, но милые сердцу годы.
Начальные классы закончила в своем селе, а с пятого по седьмой класс ходила за семь км туда и обратно пешком, а весной по колено в воде переходили ручьи, сбегающие с холмов.
А в сумочках были учебники, оладьи, да кусочки запеченной в печке тыквы, которую люблю до сих пор.
У одной подружки брат служил в Германии и прислал посылку, в которой были кожаные сапоги. Вот в этих сапогах наша милая Леночка переносила нас всех на своем горбу через глубокие ручьи.
Когда приходила из школы вечером домой, мама сажала меня на русскую печку, натирала ноги и на этой же печке с керосиновой коптилкой я учила уроки. А утром снова в далекий путь.
И так три года, не пропуская ни единого урока без уважительной причины. Потом я закончила педагогическое училище, затем пединститут.
А теперь перехожу к главной теме, о которой решила написать вам, Лариса.
...Многие из нас часто считают любовь не великой радостью, дарованной провидением, а бедой. Вот и у братьев Стругацких есть такие строки: "Почему все устроено так глупо? Можно человека спасти от любой напасти - от болезни, равнодушия, даже от смерти, и только от настоящей беды- от любви ему никто и ничто не может помочь..."
Наверное, подобное мнение об этом чувстве сложилось по той причине, что оно никогда не бывает безоблачным и, как правило, приносит кроме счастья, немало огорчений и даже страданий. Вот так случилось и со мной...
Когда Валерия была еще студенткой педучилища, то дружила с парнем из своего села, чья семья жила по соседству. Александр ушел служить в армию, потом уехал на Дальний Восток.
Когда Валерия уже заканчивала училище, их родители решили своих взрослых детей поженить, не спросив, любят ли они друг друга.
"Я точно знаю, - пишет далее Валерия, - что Саша относился ко мне трепетно. Он был всего на три года старше меня, но в своих письмах все пытался учить меня жить.
И я готова была его полюбить, если бы не одно обстоятельство: дело в том, что Саша солгал мне в одном жизненно важном вопросе. Я после окончания педучилища хотела работать по специальности, потому что очень любила детей.
А Саша в ответ на это написал, что в городке, где он служит и хочет остаться жить после окончания службы, действует прекрасная школа, куда меня примут с распростертыми объятиями.
Я было поверила, засобиралась к жениху, но совершенно случайно обман раскрылся. Моя подруга переписывалась с парнем, который служил в одной части с Сашей и он в своем письме сообщил, что никакой школы там нет и работать мне будет негде.
Наверное, можно было простить эту ложь, тем более понятна ее причина. Но я подумала, что если человек может обмануть в малом, то со временем может обманывать и в большом.
Я перестала писать Саше, и мы расстались. Что греха таить, в молодости я была бескомпромиссным человеком и считала, что совместную жизнь нельзя начинать с обмана. Впрочем, и сейчас так считаю...
Письма от Саши потом еще приходили какое-то время, но я уже приняла решение и причин его изменить н находила.
Потом судьба подарила мне настоящую любовь. Я уже два года работала после окончания педучилища, а Дима, тоже, кстати, из нашего села, заканчивал летной училище в Саратовской области, в Красном Куте.
Любовь была взаимная, искренняя, верная, мы мечтали пожениться, как только он закончит училище. Но нам не суждено было остаться вместе..."
Однажды мать Димы встретила родную тетю Валерии и сказала ей, что Дима и Валерия собираются пожениться. А тетя ой возьми и скажи, что у Валерии, уже, мол, есть жених...
Мать Димы ответила, что в таком случае такая невестка ей не нужна... Зачем, мол, им невестка с опытом, когда вокруг столько чистых, хороших девушек с незапятнанной репутацией...
Узнав, что будет нежеланной невесткой для родителей Димы, Валерия решила уйти из жизни этой семьи. Это решение она принимала очень мучительно, со слезами: нелегко вырывать любовь из своего сердца.
Но она не хотела быть камнем преткновения в отношениях Димы и его родителей. Не хотела, чтобы из-за нее началась вражда между близкими людьми.
Ее бескомпромиссность сыграла с ней злую шутку. Ведь можно было хотя бы попытаться наладить добрые отношения с будущими родственниками. Но сделать это она не пожелала и написала любимому: "Если действительно так любишь, то обижайся не на меня, а на свою мать-разлучницу".
"Прошел год, - пишет далее Валерия Ивановна, - я работаю, он продолжает писать и умоляет вернуться.
Но вскоре я выхожу замуж, уезжаю в другой район, где работал мой законный муж. Откровенно скажу, что мы с первой же встречи понравились друг другу, а потом жили 34 года по любви. У нас родилась дочь, потом сын.
Забыла написать, что Дима продолжал присылать мне письма еще два года, хотя я и была замужем. Он не верил моему решению прекратить переписку. Тогда он написал моей подруге и получил ответ, что я действительно замужем.
Больше я о нем ничего не знала, только спустя годы узнала от подружки, что Дима расстался с семьей и что у него два сына.
Мужа не стало. Очень тяжело переживала я его уход. Два года каждый день приносила ему цветы,
Пришла старость, но, как бы не было неловко в этом признаться, та любовь к Диме до сих пор живет в моем сердце, в самом его потаенном уголке, куда я не позволяла себе заглядывать все эти годы.
Два года назад меня ночью стали будить телефонные звонки, потом все прекратилось. А сейчас стал звать Димин голос, хотя я знаю, что его уже нет... И он, и муж ушли в мир иной, а моя любовь к ним их пережила.
Сейчас я знаю, что не надо было с Димой расставаться, ведь он не был виноват в том, что говорила обо мне его мать...
Надеюсь, встретимся в свое время там, наверху и я попрошу у своей первой любви прощения за то, что когда-то единолично решила нашу общую с ним судьбу..."
Бросить! Его! Да он только свистнет, прибегут на его зов десять таких Ксюш, еще и получше...
Да, была измена... Но о ней я не жалею
Не стоит наступать на те же грабли
А меня жена ждет... Когда мужу хорошо дома, на сторону его не потянет