События первой недели наступившего года никому не дали заскучать. В Казахстане чуть не случился государственный переворот, массовые беспорядки в этой стране начались 2 января. Россиян из гостей вывозила в итоге авиация Минобороны РФ. В самой России тем временем подорожало ОСАГО, а бизнес Санкт-Петербурга объявил бойкот QR-кодам. Абакан же порадовался визиту кинозвезды и обнадеживающей динамике заболеваемости COVID-19.
Кто подставил елбасы?
10 января в Казахстане объявлено днем общенационального траура, в связи с многочисленными жертвами во время недавних беспорядков. По уточненным данным, погибло свыше 160 человек.
Протесты начались в нефтедобывающем городе Жанаозен Мангистауской области, из-за неожиданного повышения вдвое цен на сжиженный газ, на котором ездит подавляющая часть автопарка. Протестующие довольно быстро добились уступок, однако от экономических требований перешли к политическим, потребовав отставки первых лиц Казахстана, включая президента Токаева, а также снятия неприкосновенности с первого руководителя страны Нурсултана Назарбаева и отстранения его от политики. 4 января к протестам горожан Жанаозена присоединились жители Алма-Аты, Актау, Актобе, Караганды, Нур-Султана, Шымкента, Кокшетау и Уральска. А дальше начался форменный кошмар: уличные бои, погромы, жестокие столкновения с полицией, человеческие жертвы, битые витрины, мародерство... Полнейшее дежавю событий в Америке летом 2020-го. С некоторой, правда, экзотикой в виде отрезанных голов силовиков (по крайней мере, об этом сообщили государственные СМИ Казахстана).
Добавьте к этому отключение интернета, отсутствие достоверной оперативной информации — и сможете себе представить весь ужас, который испытало население среднеазиатской республики.
5 января в очагах беспорядков было введено чрезвычайное положение. В тот же день президент Токаев снял с должности главу Комитета национальной безопасности Казахстана (а в прошлом — премьер-министра) Карима Масимова. Пару дней пресса строила догадки вокруг отставки экс-премьера, и лишь 8-го числа стало известно, что он подозревается в госизмене. О нем теперь говорят как о человеке, который подставил «отца нации» — елбасы Назарбаева.
Как вам вообще такой сценарий? Впечатление, что всё как под копирку с подобных же «оранжевых революций». Тем более что сам Касым-Жомарт Токаев, обращаясь за помощью к лидерам Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ), назвал события «подрывом целостности государства». Свое решение президент Казахстана объяснил тем, что в стране действуют «террористические банды, подготовленные за рубежом». Основой группировки ОДКБ стали подразделения и воинские части Воздушно-десантных войск России, которые прибыли в Казахстан 7 января на самолетах военно-транспортной авиации. Теми же бортами в Россию отправлены 1 600 наших соотечественников, которых нелегкая занесла на новогодние каникулы туристами или в гости к родственникам в Алма-Ату и другие казахские города.
Тем временем в Северной Пальмире…
В Санкт-Петербурге к Новому году созрел протест иного рода: ресторатор Александр Коновалов объявил публичную кампанию против ковидных ограничений для бизнеса. Акцию поддержали 76 питерских фирм. Это не только предприятия общепита, но и оздоровительные комплексы, языковые школы и пр.
Дело в том, что с 2 января для посещения этих заведений были введены обязательные QR-коды. Меморандум предпринимателя в «Инстаграме» поддержали 17,5 тысячи петербуржцев. «Свои деньги буду отдавать в тех заведениях, где поддерживают людей и их базовые права», — заявил один из подписчиков.
Ответные действия властей города не заставили себя ждать. Администрация Санкт-Петербурга инициировала новые проверки. Но удивили результаты этих проверок: оказалось, что режим соблюдают даже в тех заведениях, владельцы которых ранее выражали поддержку публичной акции. В отчете городского комитета по вопросам правопорядка, сотрудники которого проводили рейды, так и сказано: «По всей видимости, такие заявления — не более чем очередной креативный рекламный ход». Для привлечения клиентов, разумеется…
А вот в прокуратуре Северной столицы к ситуации отнеслись более чем серьезно и заверили со всей ответственностью, что за нарушение санитарных правил и гигиенических нормативов в период режима ЧС или угрозы распространения заболевания нарушителям неминуемо грозят штрафы: до 40 тыс. руб. для граждан и до 700 тыс. руб. для юрлиц. В случае же массового заболевания предусмотрена уголовная ответственность для владельцев бизнеса.
При этом, как отмечает издание «Невские новости», владельцы кинотеатров движение ресторатора Коновалова не поддержали: для них дальнейшие санкции равны закрытию. Хотя, по словам гендиректора известной сети кинозалов Виктора Рудмана, изначально, когда кинотеатры объявили единственными работающими по QR-кодам, тогда уже было понятно, что это не про здоровье.
«Когда про здоровье, то закрывают все и помогают бизнесу выжить, материально помогают. А когда закрывают выборочно, то это уже не про здоровье», — заявил предприниматель.
А в наших Палестинах всё спокойно
Таковы вкратце самые заметные темы, которые обсуждались россиянами в мессенджерах все новогодние праздники. Ну, если не считать повышения стоимости полиса ОСАГО, которое на деле не коснется безаварийных водителей со стажем, а призвано, скорее, дисциплинировать не слишком щепетильных в плане соблюдения ПДД участников дорожного движения.
На местном уровне заметная новость — неофициальный визит в столицу Хакасии «последнего богатыря» Виктора Хориняка. Популярный актер вообще-то родом из Минусинска, но, заглянув на историческую родину, решил заодно посетить достопримечательности Абакана, чему мы, конечно, искренне рады. Звезда большого экрана охотно сфотографировался на память с посетителями ландшафтного парка, и снимки моментально разлетелись по пабликам. Обнадежила и динамика заболеваемости коронавирусом: продолжительные выходные отметились снижением числа заболевших. Минимум пришелся на шестое января, когда за сутки было выявлено всего двадцать восемь новых случаев.
Что же касается опасений некоторых абаканцев относительно хакасско-казахской границы и гипотетической угрозы пересечения ее террористами-«недобитками» из очага напряженности, то вряд ли наша территория исламистов, по большому счету, интересует. Никакой пассионарности (т. е. избыточной энергии масс) у нас не наблюдается. Как говорили встарь, «в Багдаде все спокойно». Да и для того, чтобы залечь на дно, у террористов есть давно отработанные пути отступления — на юг, туда, где им нетрудно затеряться среди мусульманского населения и обстановки, далекой от европейских стандартов демократии.
Елена ЛОБАНОВА
Фото из открытых источников