В данной статье под преступлениями я понимаю действия, связанные с выполнением должностных обязанностей.
Некоторые из них были выявлены, а сотрудники уволены еще до вынесения приговора.
Другие компетентными органами не выявлены и поэтому, с юридической точки зрения, преступлениями являться не могут, как и в случае отказа в возбуждении уголовного дела или его прекращения по реабилитирующим основаниям, но похожи на них.
Как и в любой другой службе или крупной организации (штатная численность сотрудников службы без учета работников центрального аппарата - 73 869 человек), среди должностных лиц ФССП находятся люди, которые по различным причинам готовы к совершению преступлений, в том числе должностных.
Среди этих причин как желание получить выгоду, так и стремление избежать наказания за невыполнение плановых показателей, и даже искреннее непонимание содержания действий: «Что такого-то, я же не себе взял».
По моим наблюдениям, человек так устроен, что стремится избежать дисциплинарного наказания, которое грозит ему прямо сейчас, и не обращает особого внимания на то, что увиливая от него, он совершает незаконные действия и подставляется под более серьезное наказание (уголовное).
Но ведь это будет потом, когда-то, а повезет, так и не будет вовсе.
В обзорах, направляемых в структурные подразделения, в целях недопущения совершения преступлений описываются выявленные и раскрытые преступления, совершаемые должностными лицами ФССП, но писать я буду не о них, а о тех случаях, с которыми сталкивался сам.
Расскажу про такое первое известное мне преступление. Один «шибко умный» судебный пристав-исполнитель (статья о судебных приставах-исполнителях), тогда еще не моего отдела, взял у должника деньги по квитанционной книжке и оставил их себе.
А чтобы об этом никто не догадался, отдав квитанцию должнику, ее корешок из книжки вырвал, как будто его и не было.
И невдомек ему было, что в книжке ровно 50 страниц (25 квитанций) и все они номерные, а после того, как квитанции заканчиваются, книжка эта на проверку сдается.
И при проверке факт отсутствия одного корешка был выявлен, началась служебная проверка.
Приезжал к нему из отдела собственной безопасности сотрудник, разговаривал, шанс давал.
Говорил, деньги верни да и увольняйся по-тихому, но уперся сотрудник, денег, говорит, не брал, а квитанцию с ее копией случайно дети вырвали, когда играли.
Результат закономерен: уголовное дело и, конечно, увольнение.
Срок получил условный, однако жизнь под откос покатилась.
Еще и клиентом по алиментам у своих бывших коллег стал (статья о взыскании алиментов), а потом и по 157 УК РФ за неуплату алиментов привлекался.
Две судимости, почти «авторитетный» человек.
Подобные случаи и послужили основанием для отмены квитанционных книжек.
Ошибались при их использовании судебные приставы часто, например, писали, что приняли тысячу рублей, а нужно одну тысячу.
По нарушениям проводились служебные проверки, виновные привлекались к дисциплинарной ответственности, поэтому и использовались эти книжки неохотно.
А вот для должников несомненный плюс был, долг можно заплатить было без всяких банковских комиссий, которые иногда больше суммы долга.