Найти в Дзене

Новая схема обмана пенсионеров "по подписке"

Оглавление

Мошенники активно внедряют новую практику обмана пенсионеров: они убеждают пожилых людей оформить «подписку» на диагностику и ремонт окон, батарей, бытовой техники по заоблачным ценам. Раньше жертва рисковала оказаться обманутой один раз, теперь же мошенники наносят своим «подопечным» регулярные визиты — уже под видом «домашних мастеров» из фирм-однодневок, маскирующихся под известные компании. 

"Хорошие мальчики "

82-летняя москвичка Наталья Юрьевна привыкла содержать свою квартиру в идеальном состоянии. Поэтому когда однажды ей позвонил вежливый мужчина из фирмы с солидным названием и предложил провести бесплатную диагностику стеклопакетов, она с энтузиазмом согласилась.

Незадолго до этого пенсионерка остеклила балкон, обзавелась новыми окнами и в принципе особых забот с ними не знала. Но мужчина сообщил, что его фирма работает по договору с компанией, поставившей Наталье Юрьевне окна, и теперь его прямая обязанность — следить, чтобы те работали исправно, а он, если потребуется, устранит недостатки и предупредит потенциальные проблемы.

Компания называлась «Центральный оконный сервис». Естественно такой фирмы на самом деле не существует. Одним из завлекаюзих моментов является именно громкое название.

На самом деле услуги мошенники оказывают, как правило, от имени фирм-однодневок. На печати в документах Натальи Юрьевны помимо мифического «Центрального оконного сервиса» указан индивидуальный предприниматель Кузнецов. Это ИП реальное, в онлайн-справочниках найти его можно. Главным видом своей деятельности оно заявляет плотницкие и столярные работы. Указан и телефон, но он молчит — вся связь через «мальчиков», которые оставляют клиентам мобильные номера.

Сколько денег Наталья Юрьевна отдала «хорошим мальчикам» во время их регулярных визитов, пожилая женщина уже не помнит. Квитанций нет — только «договоры». Процесс прозрения начался, когда ей поменяли уплотнительную ленту на балконной двери за 38 тыс. рублей. А потом она узнала, сколько такая лента стоит на самом деле. 

Причем деньги с Натальи Юрьевны пытались взять дважды. Уже после замены и оплаты позвонил суровый мужчина и потребовал немедленно оплатить 38 тыс. — за выполненную не так давно работу.

— Он сказал: «Мы вам балкон починили, а вы не заплатили до сих пор». Строго спрашивал: «Квитанция есть»? Я говорю: «Есть». Я же сразу наличными оплатила. И он отстал.

Наталья Юрьевна разочаровалась в «хороших мальчиках» — но в этом случае ей всего лишь нагрубили. А бывает и хуже.

Широкий ассортимент

Сейчас модно столкнуться с тем, что ИП оформлены на подставных людей, с которых взыскать нечего, они ни сном ни духом. Мошенники работают по базам, в которых помечается, кто доверчивый, кого можно подсадить на вот такое «абонентское обслуживание». Сегодня ему впарили ремонт окон, завтра — якобы бесплатную медицинскую диагностику. Одни и те же мошенники периодически меняют квалификацию. Лет 20 назад были пылесосы «Кирби» за сумасшедшие деньги. Когда люди поняли, что их надувают, те же предприниматели стали продавать женщинам косметические средства «Дешели». Это образ жизни некоторых бизнесменов.

Сервисное обслуживание окон — пожалуй, одно из любимых занятий мошенников-надомников. Но есть и другие. Появляются жалобы на «абонентское обслуживание» батарей, бытовой техники, системы пожаротушения — точно по такой же схеме.

Никуда не делись и классические мошенники, которые оказывают разовые «услуги».

Так например, одного пенсионера надули на ремонте холодильника. Ничего не сделали, взяли 18 тыс. и выдали липовую квитанцию без печати, без наименования организации. Называется «Сервисный центр Отлично». По их номеру что-то типа справочной. Оператор отвечает: «соединяю с мастером», и на этом отношения с «сервисным центром» заканчиваются. Такой организации на самом деле не существует. Просто сайт-агрегатор, которым пользуются мастера без квалификации и мошенники.

Еще одно относительно новое веяние — замена газовых счетчиков. Чаще всего такие мошенники активизируются после различных случаев взрыва газа в жилых домах.

Такие аферисты говорят, ваш счетчик больше не действительный, по новому федеральному закону мы должны поменять, иначе, если газ в доме взорвется, вы будете виноваты. Бабушки верят. Счетчик стоит 1,5 тыс., а они продают за шесть и еще сами устанавливают за дополнительную плату. Менять счетчик имеет право только специалист горгаза или аккредитованных им компаний. Приходит проверка, видит новый счетчик, непонятно кем установленный. И бабушке еще и штраф выписывают за самовольную замену счетчика.

Проблема с возвратом денег

Чаще всего мы сталкиваемся с тем, что пожилые люди стесняются рассказывать о том, как их обманули. А иные и вовсе упорствуют — нет, фирма настоящая, ручку на окне поменяли. А что за 20 тыс. — так это моя ошибка. Законы рынка.

При этом законодатель вроде бы позаботился о защите граждан от подобных неприятностей.

Всегда нужно помнить, что есть Правила бытового обслуживания населения, утвержденные постановлением правительства. Любой бытовой заказ должен выполняться согласно этим правилам. Должен быть составлен заказ-наряд с наименованием исполнителя и указанием всех его реквизитов, прописаны виды выполненных работ, какие материалы и запчасти использованы, цена по каждой позиции и общая стоимость. Гарантийный срок, кассовый чек.

Зачастую именно на незнании этих моментов и попадаются люди.

Впрочем, и при наличии полноценного договора и «живой» фирмы вряд ли получится вернуть деньги за переоцененную услугу.

Если подписан договор, где указаны конкретные условия, в правоохранительных органах человеку, скорее всего, откажут в возбуждении уголовного дела. Но если таких людей окажется много, то можно провести экспертное исследование цен на подобные услуги в данном регионе и ставить вопрос о мошенничестве путем обмана либо злоупотребления доверием (ст. 159 УК РФ «Мошенничество»).

  • Недавно Наталья Юрьевна перенесла тяжелый стресс. Хорошо знакомые ей мастера нанесли очередной визит, чтобы проверить, готовы ли ее окна к сильному похолоданию. Оказалось, совершенно не готовы. И чтобы не замерзнуть, ей требуется срочный ремонт на 150 тыс. рублей. Перепуганная женщина помчалась в ближайшее отделение Сбербанка — снимать со счета требуемую сумму.
— Я тогда запуталась совсем, 15 тыс. или 150, — рассказывает она. — В сберкассе посмотрели смету — все-таки 150. Сотрудница расспросила меня обо всем и говорит, подумайте хорошенько, может, это мошенники. Не может быть такой цены.

«Сберкассе» пенсионерка доверяет всё же больше, чем мастерам бытового ремонта. Когда она поняла, какую огромную сумму чуть было не выбросила на ветер, испугалась и расстроилась до слез. Теперь она глубоко благодарна женщине-оператору.

При снятии денежных средств в отделениях банка сотруднику на рабочем месте выводится сообщение о рисках социальной инженерии. Их необходимо озвучить клиенту. После диалога клиент принимает решение, проводить операцию или нет.

Для сотрудников банков пенсионеры — клиенты из зоны риска. Сотрудников отделений особо инструктируют по поводу работы с клиентами старшего возраста, причем инструкции обновляются очень часто, поскольку появляются новые схемы и подходы мошенников. Однако всё, что есть у сотрудников банка, — сила убеждения. Отказать в выдаче вклада или снятии наличных, даже если очевидны мошеннические действия в отношении клиента, но клиент настаивает, банк не может.

В Сбербанке, который предпочитает большинство пожилых россиян, придумали еще один механизм, который позволит защитить клиентов, не нарушая правил.

— Мы понимаем, что наши пожилые клиенты особенно уязвимы перед лицом мошенников, поэтому в начале 2022 года Сбербанк планирует запустить новый сервис «Близкие рядом», — рассказала «Известиям» Елена Левина. — До исполнения операции банк направит ее на проверку помощнику — человеку, которого клиент выбрал заранее. Помощник не будет иметь доступа к счетам клиента, не узнает баланс и не сможет распоряжаться деньгами. Но и без его согласия перевод не случится.

Сегодня эта функция доступно только для переводов и автоплатежей в «Сбербанк Онлайн».

Но все эти технологии сработают только в том случае, если деньги доверчивый пенсионер хранит на счету в банке. До сих пор изрядная доля пожилых граждан хранят деньги дома, наличными. Мошенники об этом прекрасно осведомлены и пользуются этим.