Найти тему
281,1K подписчиков

Как коррумпированный городской чиновник написал самый дорогой трактат о военном искусстве своего времени?

1,7K прочитали

В 1567 году баварский герцог Альбрехт V приобрел великолепный двухтомный трактат по боевым искусствам Пауля Гектора Майра, заплатив 800 флоринов. Это просто гигантская сумма за книгу, особенно с учетом того, что ее автор – не великий воин-фехтовальщик с боевым опытом, а городской чиновник-счетовод.

Пауль Гектор Майр родился в одной из зажиточных семей Аугсбурга примерно в 1517 году. Его дед – известный в городе любитель истории – оставил внуку довольно крупное наследство, в 1537 году Пауля приняли на службу в городской совет – поначалу, видимо, на незначительную канцелярскую должность, – а уже в 1541-м доверили ему пост городского казначея. Благодаря своим способностям, трудолюбию и деловым качествам он заслужил всеобщее уважение и прекрасную репутацию, так что даже во время политической смуты 1548 года смог сохранить должность. Более того, новые власти так высоко оценили его заслуги, что добавили к его обязанностям руководство продовольственным снабжением города. На этом посту Майр уже не просто считал деньги, но управлял огромными суммами. В тот переходный период отдельные чиновники из прошлой администрации были пойманы на различных махинациях и строго наказаны, но о Майре никто даже подумать плохого не мог.

Также он пользовался уважением как человек образованный, интересующийся по примеру деда историей родного города. Так, Майр написал городскую хронику Аугсбурга, а кроме того оставил материалы и наброски для книги об истории рейхстагов (которые в Аугсбурге проводились довольно часто). Он всю жизнь собирал редкие исторические документы, в особенности хроники, заботливо сохраняя оригиналы и изготавливая копии.

Еще одна его страсть – оружие и доспехи. Майр собрал действительно внушительную – и, кстати, дорогостоящую! – коллекцию. А еще он очень любил Fechtbücher – дословно это можно перевести как «фехтовальные книги», но вообще под данным термином понимались трактаты обо всех видах боя. Трудно сказать, насколько искусно владел оружием сам Майр. В юности он, скорее всего, обучался фехтованию, но род его деятельности не требовал применения оружия; однако ведь ничего не мешало ему упражняться в свободное время! По крайней мере, мы знаем, что Майр отлично разбирался в теории – это можно заключить по тексту обширного трактата, созданного в 1540-х годах. На латыни он называется «De arte athletica», по-немецки «Fecht-, Ring-, und Turnierbuch».

Ознакомившись с известными руководствами по боевым искусствам, Майр пришел к мысли написать собственное, которое превосходило бы все до сих пор созданные. Для амбициозного проекта он нанял двух опытных фехтовальщиков, которые должны были как следует отработать и точнейшим образом воспроизводить те приемы, которые он хотел включить в книгу. Бойцы позировали, а приглашенный художник Йорг Брой-младший тщательно все зарисовывал – и так несколько лет. В трактат вошли приемы владения такими видами оружия как двуручный меч, дюссак, шест, копье, алебарда, кинжал, коса, серп и цеп, а также техники рукопашного боя, верхового боя, работы в доспехах. Почти 300 рисунков в первом томе, чуть больше 300 во втором, плюс в нем приведено почти 60 изображений приемов верхового боя. Удивительно, как кони согласились позировать…

Представляется маловероятным, чтобы человек, несколько лет составлявший внушительный двухтомный трактат и все это время плативший из собственного кармана жалованье как минимум двум бойцам и художнику, а потом еще и каллиграфу, переписавшему текст в трех экземплярах, мог оказаться просто любителем, не понимавшим, что он, собственно, делает. Богатым коллекционером оружия и книг, выбросившим кучу денег просто по прихоти. Это титанический труд и действительно огромные расходы, непосильные для городского чиновника. Хорошо, возможно, Майр и не умел виртуозно драться серпом, косой и прочими неочевидными для благородного боя предметами, но «обычным» оружием, думается, все же владел неплохо.

Кстати, собственных денег ему действительно не хватило, так что жалованье участникам проекта Майр платил не совсем из своего кармана, а периодически запуская руку в доверенную ему городскую казну. Основная часть наследства ушла на дорогие книги и рукописи, на оружие и доспехи, на них же тратились личные сбережения и существенная часть жалованья, так что, судя по всему, в 1545 году – примерно в середине работы над трактатом – Майр почувствовал острую нехватку денег. Поначалу он, вероятно, таскал из казны сравнительно небольшие суммы, старательно заметая следы. Однако, видя, что сограждане не только ни о чем не подозревают, но даже готовы доверить ему еще более высокую должность, постепенно обнаглел. Не стеснялся жить на широкую ногу, давая в своем со вкусом обставленном доме пиры и приемы.

При этом он по-прежнему тщательно заботился о сокрытии следов хищений и, вероятно, так бы и вошел в историю почтенным гражданином с кристально чистой репутацией, если бы не конфликт с одним из помощников, суть которого нам теперь неизвестна, но который в итоге повлек за собой проверку финансовых документов его ведомства. Произошло это в 1579 году. То есть Майр успешно воровал городские деньги в течение почти 25 лет!

Когда 21 ноября 1579 года в его дом явилась стража, он сразу же понял, в чем дело. Историк Пауль фон Штеттен писал в 18 веке, что Майр, не желая попадать в руки правосудия, попытался совершить самоубийство, нанеся себе множество колотых ран, которых, однако, не хватило для смерти. Рассказ этот вызывает массу вопросов. Во-первых, человек, написавший книгу о различных способах убийства ближнего своего, наверняка знал, куда нужно колоть, чтобы умереть сразу. Во-вторых, самоубийство требует огромного морального усилия – трудно представить, что кто-то, воткнув кинжал себе в грудь и подождав пару минут, скажет «ой, что-то не получилось, попробую еще разок» и воткнет его в другое место. По факту случилось следующее: стражники вошли в дом, через некоторое время вышли, неся с собой исколотого Майра, а их командир сказал начальству про попытку самоубийства. Кажется, автор знаменитой Fechtbuch пытался обороняться?

62-летнего Пауля Гектора Майра повесили как вора уже 10 декабря, не тратя много времени на судебное разбирательство, несмотря на заступничество некоторых влиятельных персон, в том числе баварского герцога Вильгельма. Его обширная коллекция книг, рукописей, оружия и доспехов была конфискована городскими властями. В библиотечных аннотациях к его Fechtbuch, а также его городской хронике и городской гербовой книге Майр сегодня нейтрально обозначен как «хронист» и «городской чиновник».

Так почему же все-таки баварский герцог Альбрехт заплатил за его трактат огромную сумму 800 флоринов? Ведь даже знаменитая Антверпенская Полиглотта (1572 год) – самый масштабный издательский проект 16 столетия, 7000 страниц в восьми томах – стоила всего 200 золотых в самой высокой ценовой категории и 100 золотых в следующей категории. Университетский профессор в те времена зарабатывал немногим больше 100 флоринов в год, работник типографии (тогда это высокотехнологичный бизнес, одна из самых высокооплачиваемых профессий) получал максимум 150 золотых в год.

Потому что он мог. Герцог мог взять и выложить 800 золотых за эксклюзивное роскошное издание. Впрочем, нельзя сказать, что это неоправданно дорого. Ведь, во-первых, книга не печатная, а рукописная, изготовленная художником и каллиграфом, то есть времени и денег на ее создание ушло гораздо больше. Во-вторых, в ней больше изображений, чем текста. Даже в печатном виде иллюстрированные книги были и остаются дороже обычных, а в данном случае иллюстрации не печатались с гравюр, а рисовались вручную. В-третьих, было изготовлено всего три экземпляра, то есть книгу можно рассматривать практически как произведение искусства – это не тираж, а эксклюзив. В современном мире коллекционеры тоже платят огромные деньги за «редкость». В-четвертых, пару-тройку сотен золотых мог стоить один только переплет – из самой дорогой кожи, украшенный золотом и драгоценными камнями. И, наконец, в-пятых: кажется, баварский герцог все-таки поддался обаянию аугсбургского казначея, с воодушевлением презентовавшего свой труд как «лучшую книгу по боевым искусствам всех времен и народов».

Автор - Ксения Чепикова