Найти тему
Древности нашей ойкумены

Богатства Пилоса: золото, агат и янтарь в 3500-летних гробницах микенской эпохи

В 2015 году археологи раскопали рядом с дворцом Нестора в Пилосе невероятно богатую гробницу. А вскоре последовало новое открытие – целых две неразграбленных усыпальницы начала XV века до нашей эры. Их своды рухнули, засыпав грудой камней драгоценности в погребальных камерах

Земля легендарного Пилоса – одного из центров микенской цивилизации – не оскудевает археологическими сокровищами. Все они – от глиняных табличек со скупыми хозяйственными записями до великолепных золотых украшений – представляют собой фрагменты мозаики, раскрывающей нам красочную, во многом неполную и оттого еще более притягательную картину истории Балканской Греции в позднем бронзовом веке. Одним из таких кусочков-пазлов стали находки, сделанные археологами при раскопках двух толосных гробниц неподалеку от знаменитого «дворца Нестора».

Аэрофотоснимок участка, на котором были сделаны находки. Толос IV (крайний слева) – гробница, найденная археологом Карлом Блегеном в 1939 году; Толос VI и Толос VII – гробницы, обнаруженные археологами под руководством Джека Дэвиса и Шэрон Стокер / Denitsa Nenova / UC Classics
Аэрофотоснимок участка, на котором были сделаны находки. Толос IV (крайний слева) – гробница, найденная археологом Карлом Блегеном в 1939 году; Толос VI и Толос VII – гробницы, обнаруженные археологами под руководством Джека Дэвиса и Шэрон Стокер / Denitsa Nenova / UC Classics

Сначала – несколько слов о самом дворце. Наименование его, разумеется, условно. В честь одного из героев Троянского цикла мифов, мудрого правителя «песчаного Пилоса», легендарного Нестора, этот наиболее хорошо сохранившийся дворец микенского времени назвал археолог Карл Блеген, начавший его исследования в 1939 году.

План дворца Нестора. В центре главного здания (6) – большой мегарон с четырьмя колоннами и круглым очагом / Julie A. Hruby. Feasting and Ceramics: A View from the Palace of Nestor at Pylos. University of Cincinnati, 2006
План дворца Нестора. В центре главного здания (6) – большой мегарон с четырьмя колоннами и круглым очагом / Julie A. Hruby. Feasting and Ceramics: A View from the Palace of Nestor at Pylos. University of Cincinnati, 2006

Руины дворца расположены на вытянутом (170 × 90 метров) холме Эпано Энглианос примерно в 17 километрах севернее современного города Пилос на юго-западе Пелопоннеса. Время сооружения этого двухэтажного комплекса из нескольких крупных построек, в котором насчитывается 105 помещений, археологи определяют XIV веком до нашей эры. Роскошный, украшенный настенными росписями и полихромным орнаментом на полу, отлично благоустроенный дворец (в нем имелись ванная, туалет и подземная канализация) с жилыми комнатами, множеством кладовых, архивом и мегароном – тронным залом – господствовал над окружающей местностью. Он был крупным административным, религиозным, экономическим и политическим центром.

Расписная ванна во дворце Нестора / Wikimedia Commons / Koppi2
Расписная ванна во дворце Нестора / Wikimedia Commons / Koppi2

Многолетние раскопки показали, что холм был населен задолго до постройки дворца Нестора – с конца III тысячелетия до н. э., а в эпоху поздней бронзы, или, как говорят археологи, в позднеэлладском (он же микенский) периоде, примерно с XVI века до н. э., здесь появилась цитадель. Она предшествовала позднейшему дворцу, который был разрушен пожаром около 1200 года до н. э. И уже во время существования этой ранней цитадели рядом с ней возник некрополь, в котором упокоились знатнейшие люди древнего Пилоса – сначала в шахтных усыпальницах, а позднее в гробницах-толосах.

В 2015 году немало шума наделало обнаружение богатейшей усыпальницы знатного человека, датируемой приблизительно первой половиной XV столетия до н. э. – так называемой «Гробницы воина с грифоном» (грифон присутствует в могиле в виде изображения на пластине из слоновой кости). Драгоценное оружие и сосуды, украшения и другая утварь – все оказалось нетронуто грабителями. Одним из шедевров этого памятника считается агатовая печать (по-видимому, критской работы), на которой с большим мастерством вырезана сцена рукопашной схватки двух воинов. Погребение было невероятно статусным: достаточно сказать, что среди сопровождавших покойного вещей не нашлось ни одного керамического сосуда – только золотые, серебряные и бронзовые.

По какой-то причине (ученые выдвигают различные варианты объяснения) «воин с грифоном» был похоронен в усыпальнице шахтного типа, хотя в это время для микенской знати уже стали сооружать гробницы другой конструкции, с круглой в плане сводчатой надстройкой – толосом. И целых две таких гробницы, тоже уцелевших от разграбления, посчастливилось раскопать в том же некрополе американским и греческим археологам во главе с супругами Джеком Дэвисом и Шэрон Стокер из Университета Цинциннати через три года после волнующей находки «воина с грифоном»!

Своды этих усыпальниц, получивших наименования Толос VI и Толос VII, рухнули и завалили погребальные камеры, но после расчистки помещений от 40 тысяч камней размером с арбуз археологи поняли, что им вновь крупно повезло. Стены камер некогда были покрыты сусальным золотом: его тончайшие хлопья усыпали весь пол. Работы по обследованию гробниц и сбору артефактов заняли полтора года.

Здесь упокоились люди из очень знатных и влиятельных семей, державших в руках торговлю (преимущественно в форме дарообмена между элитами) времен расцвета бронзового века. Об этом говорят находки изделий из балтийского янтаря, египетского аметиста, сердолика и, конечно, из золота. Из Египта происходит и золотая подвеска с изображением богини Хатхор.

Золотая подвеска с изображением богини Хатхор / Vanessa Muro / UC Classics
Золотая подвеска с изображением богини Хатхор / Vanessa Muro / UC Classics

Как и «воин с грифоном», похороненные в гробницах люди были обладателями необычайно искусно выполненных печатей – в соответствии со своим высоким статусом. Одна такая печать, вырезанная из агата, изображает сцену с участием пары мифологических существ в облике львов. Один из них держит ритуальный сосуд, другой – курильницу. Между ними – рогатый алтарь с деревцем, а венчает всю композицию 16-конечная звезда.

Резная агатовая печать (справа - оттиск) / Jeff Vanderpool / UC Classics
Резная агатовая печать (справа - оттиск) / Jeff Vanderpool / UC Classics

По словам ученых, мотив светила с 16 лучами в микенской изобразительной традиции встречается редко. Интересно, что в той гробнице, где найдена печать, он обнаружен еще дважды: 16-лучевой звездой украшены и два других предмета из золота и бронзы. Еще один замечательный образец искусства ювелиров бронзового века – золотое кольцо-печатка с изображением пары быков в окружении колосьев ячменя. Быки – типичный персонаж критского стиля, а вот в сочетании с зерновыми культурами они, по словам Дэвиса, представляют собой необычную тему для минойского искусства.

Обе гробницы находятся поблизости от места упокоения «воина с грифоном» и близки к нему по времени; возраст их оценивается примерно в 3500 лет. Они неодинаковы по размерам: диаметр погребальной камеры Толоса VI превышает 12 метров, а поперечник второй усыпальницы гораздо меньше – около 8,5 метра.

Внутри погребальной камеры Толоса VI / UC Classics
Внутри погребальной камеры Толоса VI / UC Classics

Раскопанные погребальные сооружения располагаются почти на одной линии с раскопанным Блегеном в 1939 году толосом, разграбленным еще в древности, в направлении запад–восток, и, скорее всего, это не случайность. Ученые предполагают, что гробницы сооружались вдоль церемониальной дороги, которая вела к цитадели на холме.

Топографическая карта района древнего Пилоса. Слева: дворец Нестора; справа: некрополь. Красным кружком обозначена гробница «воина с грифоном» / Denitsa Nenova / UC Classics
Топографическая карта района древнего Пилоса. Слева: дворец Нестора; справа: некрополь. Красным кружком обозначена гробница «воина с грифоном» / Denitsa Nenova / UC Classics

Авторы открытия убеждены, что обилие дорогих импортных предметов в усыпальницах говорит о большой роли, которую Пилос играл в контактах микенского мира с Ближним Востоком. Джек Дэвис рассказал, что эти замечательные памятники Карл Блеген мог обнаружить еще в 1950-х годах, но не получил разрешения на раскопки (территория была в частном владении). Поэтому им пришлось дожидаться своего открытия еще свыше 60 лет.

Подписывайтесь на канал "Древности нашей ойкумены"! У нас много интересных материалов по истории и археологии.