Дети и подростки склонны преувеличивать возникающие в их жизни проблемы, переживают их гораздо эмоциональнее, чем взрослые. Попытки родителей принизить масштабы неприятности, как правило, не дают эффекта. Наоборот, могут вызвать в ребенке беспокойство от того, что взрослые его не понимают. Или не хотят ему помочь. В результате он может применить силу или другие экстремальные способы решения проблемы.
Преподаватели онлайн-школы программирования Hello world выяснили у психологов, как научить ребенка справляться с неприятностями.
Зачем учиться навыкам решения проблем
Неумение грамотно устранять проблемы может стать препятствием для социализации подростка в обществе. А в будущем – для карьерного роста, построения отношений и других взаимодействий. Способность решать проблемы:
- становится основой интеллектуального и поведенческого развития ребенка;
- помогает строить эффективные отношения с окружающими;
- развивает умение прислушиваться к себе и понимать других;
- формирует уверенность в себе.
Теперь о значении критического и творческого мышления в обретении данного навыка. Первое, позволяет ребенку трезво оценить ситуацию, мысленно разбить ее на составные части и проанализировать каждую по отдельности.
Второе, дает возможность рассмотреть проблему с разных точек зрения, подобрать несколько вариантов решения. Творческое мышление дает человеку готовность к риску, экспериментам, совершению ошибок.
Алгоритм эффективного решения проблем
Чтобы найти правильный выход из неприятности, необходимо четко понять, в чем она заключается. Поэтому начинать борьбу с проблемой нужно именно с ее осознания:
- Помогите ребенку точно определить суть эмоции, которая его беспокоит. Дети нередко расстраиваются из-за того, что не могут понять, в чем их проблема. Предложите ребенку вспомнить, что спровоцировало негативные эмоции. Спросите, какими словами можно описать его чувства – грущу, сержусь, обижаюсь и т.д. Объясните, что эти эмоции нормальны.
- Не предлагайте решить проблему за ребенка. Если он поссорился с товарищем, не следует звонить его маме и просить помирить детей. Так ребенок ничему не научится. Зато поймет, что зависит от взрослых. Нужно разобраться в причинах ссоры, по возможности, выяснить, кто виноват.
- Обозначьте варианты решения. Предложите несколько способов выхода из ситуации. Желательно как простые, очевидные, так и нестандартные. «Мозговой штурм» включит его интеллектуальное и творческое мышление, вынудит признать правду в случае его вины и отталкиваться от нее. Например, попросить прощения у обиженного приятеля.
- Если единый способ выбрать не удается, обсудите возможные последствия нескольких вариантов. Предполагаемое развитие событий нарисует в воображении ребенка картинку примирения, наступившее за этим спокойствие. Он наверняка выберет самый перспективный вариант.
- Приступайте к выполнению плана. Если решили испробовать несколько вариантов, начинайте с самого простого. Не отчаивайтесь, если это не поможет. Применяйте следующий метод из выбранных.
А теперь обсудите результаты. Пусть даже не удалось достичь мгновенного эффекта. Всякое действие, согласно закону Ньютона, рождает противодействие, значит, реакция на ваши усилия неизбежно возникнет. Если дело не в ссоре, а в исправлении двойки, неужели усердные занятия по предмету окажутся напрасными?
Уважаемые родители, задавайте вопросы о воспитании и обучении детей в комментариях. Преподаватели онлайн-школы программирования Hello world ответят вам в следующих публикациях.
Читайте еще:
5 причин, почему у школьника должны быть собственные деньги
8 методов общения, о которых нужно забыть взрослым, чтобы сохранить доверие подростка