За свою непродолжительную историю человечество успело открыть безмерное количество религиозных культов. Едва ли кому то хватит сил сосчитать их все! В этой многословной статье мы попробуем рассмотреть наиболее популярные подходы, которые используются для классификации религий, после чего, постараемся привести матрицу распространённых критериев.
Статистический подход
Основан на эмпирических данных, таких как: количество верующих, их процент от общей численности населения, возрастной и половой состав, географическая распространённость. Он используется, в частности, при классификации религий по числу их последователей.
Географический подход
Распределение религий происходит по историческим связям и регионам земного шара:
- западные (иудаизм, христианство, ислам);
- восточные (буддизм, джайнизм, сикхизм, даосизм, конфуцианство, синтоизм);
- религии Америки;
- религии Африки;
- религии Океании.
Исторический подход
Распределение происходит по стадиям развития общества и этноса:
- родоплеменные религии (анимизм, тотемизм, фетишизм, магия);
- национальные (индуизм, иудаизм, синтоизм, конфуцианство и др.);
- мировые (христианство, ислам и буддизм);
- синкретические, возникшие в результате смешения разнородных религиозных элементов, принадлежащих к разным культурам.
Следует учитывать, что одна и та же религия в разные периоды времени может выступать и как национальная, и как мировая или родоплеменная.
Государственно-правовой подход
Выделяет религии имеющие статус государственных, и религии, статус которых не закреплён государственными документами.
Организационный подход
Распределение происходит по специфике религиозных институтов:
- жестко централизованные (христианство, тибетский буддизм);
- слабо централизованные (ислам);
- самоупорядоченные (индуизм, даосизм, синтоизм);
- децентрализованные.
Генетический подход
Распределение религий происходит по характеру их происхождения:
- естественные (народные): возникают непосредственно в сообществе, без наличия пророков; к ним относятся первобытные и родоплеменные религии, многие национальные религии, такие как синтоизм или индуизм;
- религии откровения: связаны с личностью основателя и фактом сверхъестественного откровения или озарения; к ним относят зороастризм, буддизм, христианство, ислам и др.
Социальный подход
Распределение происходит по отношению религии к миру и человеку:
- религии аскетизма: видят спасение в потустороннем мире, отказе от мирских благ и удовольствий, призваны вывести за пределы повседневного опыта. К этой категории относится, в частности, христианство.
- религии эскапизма (от англ. escape – убежать, спастись, освободиться): видят спасение в состоянии свободы от какого бы то ни было бытия, считая, что материальный мир принципиально не может принести ничего хорошего, а поэтому в этом мире стремиться не к чему, можно стремиться лишь к свободе от каких бы то ни было стремлений. К этой категории относятся религии Индостана.
- религии гетерономии: утверждают, что Бог обладает в мире всей полнотой власти, поэтому для достижения спасения человек должен полностью соблюдать установленные Богом законы и правила поведения. К числу таких религий относятся иудаизм и ислам.
Эволюционный подход (Г. Гегель)
В «Лекциях по философии религии» Гегель сформулировал оригинальную типологию религий: по аналогии с взрослением личности, религии распределены им по стадиям развития:
- естественные религии (находятся на низшем уровне развития): чародейство, религии Китая, Индии (включая буддизм), древние религии Египта, Персии, Сирии;
- духовно-индивидуальные религии (находятся на промежуточном уровне): иудаизм, древнегреческая и древнеримская религии;
- абсолютная религия (находится на высшем уровне): христианство.
Таким образом, можно сказать, что по Гегелю все религии – это подготовка к христианству (к протестантизму, если быть точным). При этом каково место ислама, религиозных ответвлений и всех возникших в последствии нью-эйдж движений нам остается лишь гадать.
Классификация религий по Дж. Леббоку
Джон Леббок в работе «Происхождение цивилизации и образ жизни первобытного человека» создал эволюционную схему развития религии:
- атеизм (отсутствие религиозных представлений);
- фетишизм;
- тотемизм;
- шаманизм;
- поклонение идолам;
- поклонение богам как сверхъестественным создателям;
- поклонения богам как благотворительным существам (этический политеизм).
Морфологический подход (Э. Тейлор)
Распределение религий происходит по содержанию, форме и характеру культа:
- политеизм (многобожие);
- монотеизм (единобожие);
- генотеизм (иерархия богов во главе с Верховным Боссом);
- атеистические религии (например, ранний буддизм, саентология).
Вывод
Таким образом мы можем заключить, что каждая классификация религий затрагивает один, или несколько вопросов: "Где?", "Когда?" и "О чем?". Для уточнения классификации используются такие критерии, как: статистика, география, темпоральность, государственно-правовой статус, институционализация, этнокультурные компоненты, количество богов и характер их почитания, содержание культа.
#образование #религия #религиоведение