Найти тему
Esse Homo

Тысяча их: классификация религий

Оглавление

За свою непродолжительную историю человечество успело открыть безмерное количество религиозных культов. Едва ли кому то хватит сил сосчитать их все! В этой многословной статье мы попробуем рассмотреть наиболее популярные подходы, которые используются для классификации религий, после чего, постараемся привести матрицу распространённых критериев.

Статистический подход

Основан на эмпирических данных, таких как: количество верующих, их процент от общей численности населения, возрастной и половой состав, географическая распространённость. Он используется, в частности, при классификации религий по числу их последователей.

Географический подход

Распределение религий происходит по историческим связям и регионам земного шара:

  • западные (иудаизм, христианство, ислам);
  • восточные (буддизм, джайнизм, сикхизм, даосизм, конфуцианство, синтоизм);
  • религии Америки;
  • религии Африки;
  • религии Океании.

Исторический подход

Распределение происходит по стадиям развития общества и этноса:

  • родоплеменные религии (анимизм, тотемизм, фетишизм, магия);
  • национальные (индуизм, иудаизм, синтоизм, конфуцианство и др.);
  • мировые (христианство, ислам и буддизм);
  • синкретические, возникшие в результате смешения разнородных религиозных элементов, принадлежащих к разным культурам.

Следует учитывать, что одна и та же религия в разные периоды времени может выступать и как национальная, и как мировая или родоплеменная.

Государственно-правовой подход

Выделяет религии имеющие статус государственных, и религии, статус которых не закреплён государственными документами.

Организационный подход

Распределение происходит по специфике религиозных институтов:

  • жестко централизованные (христианство, тибетский буддизм);
  • слабо централизованные (ислам);
  • самоупорядоченные (индуизм, даосизм, синтоизм);
  • децентрализованные.

Генетический подход

Распределение религий происходит по характеру их происхождения:

  • естественные (народные): возникают непосредственно в сообществе, без наличия пророков; к ним относятся первобытные и родоплеменные религии, многие национальные религии, такие как синтоизм или индуизм;
  • религии откровения: связаны с личностью основателя и фактом сверхъестественного откровения или озарения; к ним относят зороастризм, буддизм, христианство, ислам и др.

Социальный подход

Распределение происходит по отношению религии к миру и человеку:

  • религии аскетизма: видят спасение в потустороннем мире, отказе от мирских благ и удовольствий, призваны вывести за пределы повседневного опыта. К этой категории относится, в частности, христианство.
  • религии эскапизма (от англ. escape – убежать, спастись, освободиться): видят спасение в состоянии свободы от какого бы то ни было бытия, считая, что материальный мир принципиально не может принести ничего хорошего, а поэтому в этом мире стремиться не к чему, можно стремиться лишь к свободе от каких бы то ни было стремлений. К этой категории относятся религии Индостана.
  • религии гетерономии: утверждают, что Бог обладает в мире всей полнотой власти, поэтому для достижения спасения человек должен полностью соблюдать установленные Богом законы и правила поведения. К числу таких религий относятся иудаизм и ислам.

Эволюционный подход (Г. Гегель)

В «Лекциях по философии религии» Гегель сформулировал оригинальную типологию религий: по аналогии с взрослением личности, религии распределены им по стадиям развития:

  • естественные религии (находятся на низшем уровне развития): чародейство, религии Китая, Индии (включая буддизм), древние религии Египта, Персии, Сирии;
  • духовно-индивидуальные религии (находятся на промежуточном уровне): иудаизм, древнегреческая и древнеримская религии;
  • абсолютная религия (находится на высшем уровне): христианство.

Таким образом, можно сказать, что по Гегелю все религии – это подготовка к христианству (к протестантизму, если быть точным). При этом каково место ислама, религиозных ответвлений и всех возникших в последствии нью-эйдж движений нам остается лишь гадать.

Классификация религий по Дж. Леббоку

Джон Леббок в работе «Происхождение цивилизации и образ жизни первобытного человека» создал эволюционную схему развития религии:

  • атеизм (отсутствие религиозных представлений);
  • фетишизм;
  • тотемизм;
  • шаманизм;
  • поклонение идолам;
  • поклонение богам как сверхъестественным создателям;
  • поклонения богам как благотворительным существам (этический политеизм).

Морфологический подход (Э. Тейлор)

Распределение религий происходит по содержанию, форме и характеру культа:

  • политеизм (многобожие);
  • монотеизм (единобожие);
  • генотеизм (иерархия богов во главе с Верховным Боссом);
  • атеистические религии (например, ранний буддизм, саентология).

Вывод

Таким образом мы можем заключить, что каждая классификация религий затрагивает один, или несколько вопросов: "Где?", "Когда?" и "О чем?". Для уточнения классификации используются такие критерии, как: статистика, география, темпоральность, государственно-правовой статус, институционализация, этнокультурные компоненты, количество богов и характер их почитания, содержание культа.

#образование #религия #религиоведение