Рудольф Штейнер (Штайнер 1861-1925) немецкий (австрийский) доктор философии, лектор, ясновидящий, мистик, исследователь наследия Гёте и его теории познания. Штейнер считал, что не нарушающие морали методы способны развить в человеке способность к восприятию духовного мира, включая высшую природу.
Из воспоминаний современников:
«В нём, Рудольфе Штейнере, <…> я встретил человека, на которого судьба возложила миссию стать проводником миллионов. В его темных глазах была гипнотическая сила, и я лучше и более критично слушал Штейнера, когда не смотрел на него, ибо его аскетически-сухощавый, отмеченный духовной страстностью облик, пожалуй, способен был покорять не только женщин. В то время Рудольф Штейнер ещё не подошёл вплотную к своему учению, он сам ещё был в поисках и сомнениях <…>. Речи его захватывали, ибо образован он был поразительно — и особенно по сравнению с нами, занятыми исключительно литературой, — замечательно многосторонне; после его лекций и нескольких задушевных бесед я всегда возвращался домой и воодушевленный, и несколько подавленный». — Стефан Цвейг
Штейнер прочел более 6 000 лекций, среди его слушателей и учеников были представители русской интеллигенции: Марина Цветаева, Андрей Белый, Максимилиан Волошин и т.д.
«Более поразительного и гениального лица, чем у него, я никогда не видел в жизни, и та история мира, которую он раскрыл в своём курсе, <…> поразительна и необычайна. Это грандиозный синтез точного знания с боговдохновенностью».
— Максимилиан Волошин, 1906[59]
На отдельных лекциях он предлагал слушателям поразмышлять над представленными вопросами:
1. Можете ли вы смотреть на потрясения и страдания, как на звонки будильника, пытающегося вас разбудить?
2. Каким образом вы собираетесь успокоить свой внутренний хаос старыми методами, если вам не удалось этого сделать за все предыдущие годы?
3. Как вы понимаете факт, что нужно все потерять, чтобы все обрести?
4. Кто может спасти вас, если не вы сами?
5. Учитывали ли вы возможность того, что может быть вы сами выдумываете себе проблемы?
6. Любовь не имеет фиксированной точки, она течёт неустанно обнимая все на своем пути, словно полноводный поток.
7. Почему вы не возложили все свои заботы на саму Истину, которой они на самом деле принадлежат?
8. Случалось ли когда-нибудь с вами, что вы можете спокойно стоять и наблюдать за панической мыслью, вместо того, чтобы она вами двигала?
9. Знаете ли вы, что единственный важный вопрос заключается в том, искренне и честно - ли вы работаете, чтобы изменить себя?
10. Почему вы не построили свой ум так, чтобы вырваться из всего того, что держало вас до сих пор в плену?
Настоящий учитель никогда не даст ищущим материального вознаграждения или мелкого психического удовлетворения, как лесть или возбуждение. Он знает, как хитрая человеческая природа ухватится за это как за заменитель истины, которая одна только и может освободить и спасти. Его действия быстро отличают искреннее от неискреннего. Когда любопытство неискренне-ищущего удовлетворяется, такой ищущий после этого уходит. Настоящий искатель, чувствуя что-то реальное, остается.
Если вы встретите учителя, который резок и прям, как, например, Сократ или Шопенгауэр, вы услышите примерно следующее: "Ради бога, избавьтесь от своих дурацких ритуалов и своей благочестивой болтовни и первый раз в жизни окиньте себя хорошим пристальным взором. Убедитесь, какой мешаниной вы на самом деле являетесь".