В 19 веке Российская империя закончила покорение средневековых ханств. Казахи, узбеки, туркмены, киргизы, таджики вошли в одну провинцию России под названием Туркестан. Это был полувоенный регион, где царь при помощи наместников, казаков и русских поселенцев удерживал власть. Но в мировую войну Россия один раз потеряла контроль. Вот эта история.
В 1876 году после окончательного завоевания ханств Средней Азии, Александр Второй утвердил там Туркестанское генерал-губернаторство, объединившее будущие советские республики и государства Средней Азии, включая Казахстан. Столица была в построенной русской крепости Верный, где стояли казачьи полки, сегодня это Алма-Ата.
Сначала Россия пыталась успокоить местные народы - сохранила мусульманский уклад, не колонизировала землю степных племен, а местные законы и древние суды преобладали над российским правом.
Это привело к хаосу и коррупции, когда пользуясь незнанием языков и разными законами, русские и тюрки обманывали друг друга в разных мелочах совместной жизни и не стремились к перемешиванию своих культур. Парализуя, по сути, центральную императорскую власть.
Не вмешиваться в местные дела и одновременно эффективно управлять Туркестаном у России не получалось. И тогда Александр Третий и Николай Второй приступили к усиленной русской колонизации Средней Азии, активной интеграции казахов, киргизов, узбеков и прочих в единые законы многонациональной Российской империи.
Казачьих крепостей стало много, строились православные церкви и монастыри, а русские крестьяне заселяли будущий Казахстан и другие места Азии. Но и тогда интеграции не получилось, да и сами азиаты критически относились к русским поселенцам.
Туркестанский губернатор в начале 20 века писал об этом так: "Русские переселенцы страдают особым пристрастием к вину. С этим недостатком они не могут быть успешными колонизаторами края, населенного туземным трудолюбивым населением, часто с презрением, относящимся к обессилившему от пьянства русскому населению."
В итоге к 1914 году русских на территории будущего Казахстана было лишь 25% от казахов и киргизов, а в других местах и того меньше. Росла Вражда из-за самозахвата русскими поселенцами степных земель, а тюрки все-также не считали себя российскими подданными. Московская власть это видела, и когда началась Первая мировая война призывать азиатов Туркестана не стала, за них воевали другие народы России.
Но к 1916 году огромные потери заставили Николая Второго пересмотреть свое решение. По плану мобилизации планировалось призвать 235 тысяч казахов и киргизов, 249 тысяч мужчин остальных народов. Призвать в царские стройбаты - рыть окопы на фронте, без раздачи оружия и использования азиатов в бою.
Но муллы в мечетях и неизвестные паникеры распустили слух, что призовут всех мужчин Туркестана и они будут рыть землю под обстрелом в нейтральной полосе.
Это и привело к глобальному восстанию Туркестана. От Каспийского моря и до Китая забушевала Средняя Азия. Ярость ее народов выплеснулась на русские поселения и русских чиновников, а генерал-губернатор Куропаткин ничего не сделал, чтобы погасить мятеж миром.
В итоге батюшка монастыря в остроге Пржевальск ( сейчас киргизский Каракол) напишет о бунте так: "Положение ужасное: Верный (Алма-Ата) в 410 верстах, до Пишпека 390 верст, до Ташкента 80 верст. Киргизы нападают на села, угоняют скот, избивают крестьян в полях, не щадят никого". Конечно взбунтовалась вся Средняя Азия, но доля казахов и киргизов живущих рядом была самой заметной.
Чтобы подавить мятеж, Николаю Второму пришлось снять три армейский дивизии и направить в Туркестан. Только через 4 месяца восстание было жестоко подавлено, кишлаки равняла с землей артиллерия, а ополчения русских колонистов вообще не сдерживали себя в яростной мести.
В Западный Китай бежало около 600 тысяч казахов и киргизов, потери местного населения и русских оцениваются в сотню тысяч человек. Русская армия потеряла 3 тысячи солдат. В учебники истории стран Средней Азии этот мятеж и бегство тюрков за рубеж войдут как "Великий исход".