Найти тему
ARTПатруль

Энди Уорхол – легенда Поп- Арта

Один раз увидев картины Энди Уорхола, вы никогда их не забудете, но не каждый, кто видел его полотна, знает, кто такой Энди Уорхол.

Итак, давайте окунёмся в удивительный мир Художника.

Детство и юность

Рассказывать о том, где он родился, учился, жил – банально. Но хотя бы краткие сведения необходимы. Три страны считают неординарного художника своим – Америка, Словакия, Украина. Безошибочно можно сказать одно – творческое наследие Энди Уорхола принадлежит не конкретной стране, а миру.

Энди (Андрей Варгола) родился в Пистбурге в семье русинов с Карпат. Его матери Юлии Варголе было тогда 36 лет. Отец будущего художника работал в строительной компании. Энди был младшим ребёнком, в семье ещё было два сына. В возрасте с 4 до 8 лет Энди перенес ряд тяжелых заболеваний, среди которых самой тяжелой была болезнь «Танец святого Вита». Из-за этого, чаще летом, страдая от приступов, Энди был вынужден проводить свои дни в постели, играя с вырезанными куклами и слушая радио. Мать рисовала для Энди разнообразные картинки, чем привила сыну любовь к рисованию. Чуть позже, из собственного заработка, Юлия приобрела сыну маленький кинопроектор, с которым он мог смотреть рассказы в картинках прямо на стене своей комнаты.

Вот так, с самого детства, творческий потенциал Энди начал медленно развиваться. С девяти лет мальчик начал посещать бесплатные курсы художественного мастерства. После окончания школы юноша поступил в Технологический Институт Карнеги на отделение рисования и дизайна. Там студент вёл активную социальную жизнь - посещал вечеринки, симфонические концерты, интересовался балетом.

Начало карьеры

Карьера идеолога и самого известного художника поп-арта началась с обувных иллюстраций. Первой крупной работой стала серия рисунков для журнала Glamour, затем последовали публикации в Harper’s Bazaar, The New York Times, Life. В первой публикации Уорхола, чья фамилия — Warhola — писалась с А на конце, подписали неправильно: «Drawings by Warhol». С тех пор он и дальше подписывался именно так.

В 1952-м Уорхол получил свою первую награду «За графическое искусство» от Клуба художественных редакторов. В том же году состоялась небольшая выставка художника. Она включала пятнадцать рисунков к произведениям Трумена Капоте, ставших бестселлерами.

В 1959 году Энди Уорхол представил свои работы в Музее Соломона Гуггенхайма, а также арендовал последний этаж здания, расположенного на Верхнем Ист-Сайде Манхэттена. Здесь он работал, организовывал выставки и вечеринки.

Как банка супа изменила жизнь художника

-3

История началась с отпуска. Художник решил сделать паузу, чтобы отдалиться от работы и придумать что-нибудь совершенно новое. Какие только эксперименты не проводил мастер – рисовал мультяшных персонажей, смешивал краски, оставлял на асфальте белые листы, чтобы прохожие оставляли на них отпечатки своих ботинок. Нужная идея пришла неожиданно – кто-то подсказал Уорхолу: нужно рисовать то, что любишь. Так появились знаменитые банки с супом. Художник признавался, что этот суп был его обедом в течение 20 лет.

И вот Уорхол отправляет Юлию, свою маму, в магазин, чтобы та купила все виды супов марки «Кэмпбелл», которые выпускались на тот момент брэндом. И художник принялся за работу, которая заняла целый год. Итогом стал цикл работ из 32 полотен, выполненных в технике шелкографии, с помощью которой можно было бесконечно воссоздавать одни и те же образы, каждая размером 51x41 см.

9 июля 1962 года в галерее Ferus (Лос-Анджелес) банки с супом были впервые представлены обществу и произвели ошеломительный эффект. Гости экспозиции говорили, что это простое, по сути, изображение заставило о многом задуматься – безликость массового потребления, пошлость и одинаковость, бездушие окружающих предметов. Уорхол мгновенно понял: он нашёл то, что искал, новую идею, новое направление, получившее название «поп-арт».

-4

Далее творческая и общественная жизнь художника пошла гладко. Он много работал, выбирая самые неожиданные идеи, обращался к портретам известных личностей, а интерес к своему творчеству Уорхол неизменно подогревал скандальной репутацией – открыл студию-салон «Фабрика», менял любовников, снимал скандальные фильмы. Всё это обеспечило высокую стоимость всех работ, выпускаемых Уорхолом. Но самое удачное произведение, по мнению автора, было именно «Банки с супом Кэмпбелл».

-5

В 1962 году после ухода из жизни Мэрилин Монро Энди Уорхол создал знаменитый «Диптих Мэрилин». При помощи трафаретной печати он нанес на холст 50 одинаковых изображений актрисы с фотографии 1953 года, сделанной на съемках фильма «Ниагара». Левая сторона диптиха представляла собой полотно с 25 красочными изображениями Мэрилин Монро, правая – имитировала размытые негативы. Существовало мнение, что Энди Уорхол ассоциировал контрастные части полотна с жизнью и смертью актрисы. Художник как бы заглядывает в душу людей, которых изображает. И если внимательно присмотреться, то можно почувствовать всю трагедийность личности Мерлин Монро. Ярко раскрашенная, с розовым лицом, она выглядит несчастной. Правда спрятана в глазах. Они смотрят из-под ресниц как-то смущенно, растерянно. Возможно, Мерлин так и не нашла смысла жизни. А эта пудра, чрезмерная краска на лице – только маска, за которой скрыта истинная сущность звезды, которую никто не хотел видеть.

«Голый король»

В чем секрет творчества Уорхола? Почему эти якобы простые картины известны во всем мире? Его творчество: смелое, эпатажное, ловит момент, содержит наслоение, андеграундное, трехмерное, созданное в стиле кинопленки. Есть такая теория: нарисуй что-то сумасшедшее, непонятное и станешь известным. Это принцип «голого короля», когда никто не понимает подтекста, «меседжа», который заложен в произведение. И из-за непонимания это считается высоким, невероятным, шедевральным. Яркий пример это «Черного квадрата» Малевича. Но творчества Уорхола этот принцип не касается.

Энди жил модой, поп-культурой и кино. Ещё в юности художник создавал эскизы футуристических, очень ярких туфель с каблуками. Это были дизайнерские замыслы. Главной изюминкой были изогнутые линии, по которым собственно ценители и узнавали «стиль Уорхола» в дизайне. Мода была его страстью. Возможно даже реальность вокруг художник воспринимал через подсознательные стекла модных очков.

Кино

«Я начал делать мои фильмы с одним актером. В течение нескольких часов он курил, сидел, ел, спал. Я это делал потому, что понял: зрители ходят в кино главным образом для того, чтобы увидеть своего любимого актера. Вот я и дал им эту возможность».

Неудивительно, что с таким восприятием мира художник создавал и кино. И это кино также поражало мир! Черно-белые немые фильмы – самые смелые и экспериментальные кинематографические шедевры Уорхола: в них соединились предмет и тема, острый психологизм, ритмичное движение и совершенная красота моделей. Энди в течение трех минут снимал неподвижного человека, а потом монтировал таким образом, чтобы на секунду приходилось 15 кадров. Изображение получалось замедленное, какое-то ирреальное. Таким образом человека можно понять, это были «живые» портреты. Или же однообразный кадр в течение 8 часов. Здесь было все: цвет, движение облаков, пространство, даже самолет пролетал. Но камера не двигалась. Мы просто наблюдали за кусочком мира, как конкретно в этом месте начинается утро, проходит день, опускаются сумерки. Это были чары реальности.

Кинопробы – это более пятисот фильмов, снятых на «Фабрике» – в студии Уорхола на 47-й улице в Нью-Йорке. Героями фильмов стали модели и художники, артисты и певицы, писатели и поэты, а также друзья Уорхола и все те, кто хотел стать знаменитым. Своих «суперзвезд», а в особенности «Baby» Джейн Хольцер, Эди Сэджвик и Айви Никольсон, Уорхол снимал по несколько раз. Он боготворил моду и красоту и знал, как преобразить реальность. Обычно Уорхол просил модель сидеть на стуле перед камерой в течение трех и более минут – времени, необходимого для записи 100-футовой катушки киноплёнки. Обманчивая простота выглядит роскошью в различных градациях света – от яркой вспышки до полумрака.

-8

Своими пробами и перформансами в киноискусстве Уорхол хотел открыть новые направления в кинематографе и заинтересовать и удивить ими пресыщенного зрителя.

Покушение на Энди Уорхола

3 июня 1968 года на Энди Уорхола было совершено покушение. Валери Соланс, феминистка, работавшая на «Фабрике», 3 раза выстрелила ему в живот. После этого она подошла к регулировщику на улице, протянула пистолет и сказала: «Меня ищет полиция. Я застрелила Энди Уорхола. Он слишком контролировал мою жизнь».

-9

Уорхол не стал давать против нее показания. За «предумышленное нападение с намерением нанести ущерб» суд приговорил Валери Соланас к 3 годам лишения свободы и принудительному лечению в психиатрической больнице. У Энди Уорхола были повреждены все внутренние органы, до конца жизни он был вынужден носить бандаж. Впоследствии сделал снимок, на котором художник продемонстрировал шрамы от операции.

Журнал Interview

В 1969 году Энди Уорхол основал журнал . Первоначально издание называлось inter/View, что в переводе означало «между мнениями». Журнал был полностью посвящен теме кино. В издании публиковались интервью с кинозвездами и режиссерами, а также обзоры и рецензии.

-10

В середине 1970-х гг. в сферу интересов журнала также вошли материалы о моде, искусстве, музыке, телевидении и других аспектах поп-культуры. В Interview стали регулярно появляться тексты о , моделях и прочих знаменитостях fashion-индустрии. Особенность издания заключалась в том, что интервью у звезд брали не журналисты, а другие звезды. Анжелика Хьюстон беседовала с Мэй Уэст, Бьянка Джаггер — с , Майкл Джексон брал интервью у лидера группы Neptunes, Энди Уорхол – у Трумена Капоте. Идея «создания атмосферы непринужденного разговора по душам» принадлежала основателю издания, она стала визитной карточкой журнала.

Личная жизнь Энди Уорхола

Несмотря на то, что Энди Уорхол являлся публичной персоной, ключевой фигурой второй половины XX века, подробности его личной жизни неизвестны. Самым близким человеком он считал мать, с которой жил в одной квартире на Манхэттене в течение 20 лет. Он никогда не заявлял открыто о своей гомосексуальности, но внес вклад в развитие гей-тематики американского кинематографа. Согласно дневниковым записям Энди Уорхола, близких отношений у него не было ни с женщиной, ни с мужчиной. Известно о его влечении к Трумену Капоте, которому он писал письма любовного содержания.

«Любовь в фантазиях гораздо лучше, чем любовь в действительности. Самое возбуждающее – это если ты влюбляешься в кого-то и никогда не занимаешься с ним сексом. Самое безумное притяжение возникает между двумя противоположностями, которые никогда не сходятся».

Встреча легедны с легендой

-11

В жизни Энди Уорхола был только один случай, когда он буквально потерял дар речи. Случилось это во время встречи с Сальвадором Дали в отеле Regis в Нью-Йорке, в комнате под номером 1610, в котором всегда останавливался эксцентричный испанец. На встречу Энди пришел с фотографом Дэвидом МакКейбом. Дали схватил головной убор инков, и напялил его на голову Уорхолу. После пяти минут смущенного молчания, Уорхол повернулся к МакКейбу и сказал: “Дэвид, нам пора”. За ту встречу не было больше произнесено ни слова. (В следующий визит Дали привязал Уорхола к вращающемуся кругу и обрызгал его краской).

"Само ничто"

Один критик назвал меня "Само ничто", и это совсем не укрепило меня в ощущении собственного существования. Потом я понял, что само по себе существование ничего не значит, и почувствовал себя лучше. Однако меня все еще преследует мысль о том, что я посмотрю в зеркало и не увижу никого, ничего". (Философия Энди Уорхола от А к Б и наоборот).

Энди Уорхол действительно мастерски умел делать искусство практически из ничего. Причем так, чтобы практически ни у кого не возникло сомнений, почему и зачем это сделано, и с чего вдруг так много стоит. Полотна Уорхола до сих пор одни из самых дорогих в истории искусства. И это напрямую противоречит концепции самого художника. Одной из главных мечт звезды поп-арта было сделать искусство более доступным, чем то, что за бешеные деньги уходит с молотка на ведущих мировых аукционах.

Не каждый может себе позволить картину Бэкона или скульптуру Джакометти. А вот банка супа "Кэмпбелл" или бутылочка старой доброй Кока-Колы доступны каждому. Именно поэтому Уорхол сосредоточил свое внимание на том, что мы сейчас называем маркетингом: ведь Колу пьют все, от президента Америки и Элизабет Тейлор до простой домохозяйки, а значит, каждый может обладать мини-произведением искусства.

-12

Вообще художник стремился превратить в искусство все возможные аспекты своей жизни. Он не мог выйти из дома без парика и косметики, коллекционировал мужскую и женскую обувь и повсюду таскал с собой диктофон и "полароид", на который снимал все значимые события своей жизни. Так что Уорхол, похоже, изобрёл Instagram еще до того, как это стало мейнстримом.

На одном из интервью Уорхола спросили, какие эмоции он вкладывает в свою работу. И Уорхол, с тенью улыбки на губах, сказал, что никаких. На лице ведущего проступило явное смущение: ведь искусство должно нести эмоции! На что художник заметил, что банка супа никому ничего не должна.

Другие проекты Энди Уорхола

В 1970-х гг. Энди Уорхол начал писать портреты на заказ. Им были созданы изображения Джона Леннона, Майкла Джексона, Мохаммеда Али, Джейн Фонды, Марлона Брандо, Грейс Джонс, Мао Цзэдуна, Лайзы Миннелли и др. Энди Уорхол снимал заказчика на Polaroid, отбирал лучшую фотографию, увеличивал ее и методом шелкографии переносил изображение на холст. После этого расписывал полотно масляными красками.

В 1973 году Энди Уорхол начал собирать атрибуты своей повседневной жизни — письма, газеты, сувениры, одежду, открытки и пр. — и складывать их в коробки. Эти коллекции он назвал «Капсулами времени».

-13

К 1987 году насчитывалось 610 коробок. В настоящее время «Капсулы времени» хранятся в музее Энди Уорхола.

В 1975 году Энди Уорхол выпустил книгу «Философия Энди Уорхола. От A до B и наоборот».

В 1979 году Энди Уорхол расписал автомобиль марки BMW (модель М1).

22 февраля 1987 года Энди Уорхол скончался во сне в Медицинском центре Корнуэлл на Манхэттене , где ему сделали операцию по удалению желчного пузыря. Его братья Пол и Джон перевезли тело в Питтсбург и похоронили на территории католической церкви Св. Духа. На поминальной службе в Соборе св. Патрика в Нью-Йорке присутствовало около двух тысяч человек.

Состояние Энди Уорхола было оценено в 600 миллионов долларов.

В 1989 году после смерти Энди Уорхола были опубликованы «Дневники» — личные записи художника, которые он вел с 1960-х гг.

Фильмы об Энди Уорхоле

  • 1995. «Я стреляла в Энди Уорхола». В основе фильма лежит реальное событие — покушение Валери Соланс на Энди Уорхола.
  • 2001. «Энди Уорхол: Законченная картина». Документальный фильм, рассказывающий о творчестве Энди Уорхола.
  • 2001. «Абсолютный Вархола». Документальный фильм, повествующий о жизни Энди Уорхола и его семье.

2006. «Я соблазнила Энди Уорхола» («Фабричная девушка»). В картине показаны отношения между Энди Уорхолом и его музой Эди Седжвик.

Музей Энди Уорхола

-14

В 1994 году в Питтсбурге открылся семиэтажный музей, посвященный жизни и творчеству Энди Уорхола. В галереях представлено около 900 картин, 77 скульптур, 4000 фоторабот, 4350 фильмов. Здесь же хранятся оригиналы его дневниковых записей, парики и пр. В музее ежегодно организуются выездные экспозиции в разные страны мира.

Коммерческое значение творчества Энди Уорхола

В 1995 году серия изображений «Банка супа Campbell» была продана Нью-Йоркскому музею современного искусства за 14 500 долларов.

В 2004 году «Диптих Мэрилин» занял третье место в списке «500 выдающихся произведений современного искусства» по версии газеты The Guardian. В настоящее время полотно экспонируется в галерее Тейт в Ливерпуле.

В 2006 году на аукционах было продано 1010 работ Энди Уорхола на общую сумму 199 миллионов долларов.

В 2008 году холст «Восемь Элвисов» был продан за 100 миллионов долларов.

В 2010 году общая сумма от продаж работ Энди Уорхола превысила 300 миллионов долларов.

В 2011 году «Банка супа Campbell», одна из первых картин Уорхола, была продана на торгах аукционного дома Christie’s за 10 миллионов долларов.

В 2012 году на аукционах общая сумма от продаж работ Энди Уорхола составила 380 миллионов долларов.

На 2013 год работы Энди Уорхола являются самыми продаваемыми. Второе место занимают картины Пабло Пикассо.