Я бы хотела поговорить о современных детях и о том, чем они отличаются от детей прошлых лет.
Вы уже знаете, что я веду практику 30 лет. И мою профессиональную жизнь можно разделить на три десятилетия: 90е годы, 2000е и наша современность.
В советское время тяжелые нарушения, конечно же, были, но сочетанных, системных нарушений было очень мало по сравнению с тем, что мы имеем сейчас. Такие диагнозы, как сенсорная и сенсомоторная алалия, были просто новинкой, и если такой ребёнок появлялся в логопедическом детском саду, то к нему съезжались логопеды с разных городов России.
Тогда никто не знал про РАС, СДВГ и подобные нарушения – это всё новые диагнозы и состояния.
Примерно в 90х годах я пошла работать логопедом в массовый детский сад в логопедическую группу. И там самым сложным диагнозом были дети с дизартрией. На ряду с этим диагнозом были и дети с нарушением произношения отдельных звуков, с дислалией – это были самые простые нарушения речи, но часто повторяющиеся. При этих нарушениях была коррекция звукопроизношения и отдельных групп звуков, и процесс проходил достаточно быстро от 3 месяцев до полугода.
В начале 2000х годов очень сильно помолодели нарушения речи, и стали появляться маленькие неговорящие дети. В этот период стали открываться на государственном уровне коррекционно-логопедические группы для детей от 2 до 3 лет.
Туда попадали дети неговорящие в 2 года, а мы с вами знаем, что в этом возрасте ребёнок должен говорить уже фразами! И при такой своевременной коррекции ребёнок выговаривался, после чего его направляли в группу массового детского сада.
Но, конечно, были дети серьёзно нарушенные. И именно в этот период появилась аббревиатура ТНР – тяжелое нарушение речи.
Уже 10 лет я веду статистику в своём Центре «Говоруша», где отмечаю динамику различных направлений в нарушениях речи, поведения, коммуникации, интеллекта и моторики.
Так вот, если в 2012 году, когда открылся Центр, у нас присутствовали дети с нарушением речи и коммуникации, их было самое большое количество, то теперь у нас дети с нарушением речи, коммуникации, поведения и интеллекта ОДНОВРЕМЕННО! Вот такая неутешительная динамика произошла за 10 лет!
Конечно же, есть дети, у которых нарушено только звукопроизношение, но у нас в Центре таких детей очень мало, в основном это сочетанные нарушения.
В чём же отличие современных детей от прошлых лет?
По статистике, если мы говорим про дошкольный возраст, каждому второму ребёнку нужна коррекция. Если говорить про школьный возраст, то 68% детей не усваивают школьную программу.
Какая же причина таких тяжелых нарушений не только речи, но и других психических функций?
- Конечно же, это социальные факторы, где гаджеты заполонили нашу жизнь. Ребёнок уже с ясельного возраста сидит в компьютерах, в телефонах или в планшетах.
- Также это наследственные факторы, так как с каждым годом состояние здоровья людей становится хуже по причине экологических факторов, куда входит то, что мы едим, пьём и чем дышим.
- Это психологические факторы. Бешенный ритм, нет нормированного рабочего дня, мы постоянно находимся в гонке. И это не может не повлиять на нашу психику и наших детей.
Об этих факторах можно рассуждать долго. Но если говорить глобально, то для меня есть 3 фактора, на которые мы скрупулёзно обращаем внимание, особенно на Первичных Консультациях для того, чтобы определить подходящую программу для ребёнка.
Это:
- Неврологические причины;
- Психологические причины;
- Сочетание неврологии и психологии.
И эти факторы будут влиять на то, что у ребёнка могут развиваться какие-либо проблемы и с речевой функцией, и с другими психическими функциями.
Читать предыдущую статью: "Что такое «речевой негативизм»? Меры профилактики" (кликните).
Спасибо за внимание! Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи.
Получить более подробную информацию обо мне и Центре Развития Речи «Говоруша» можно по ссылке (кликните): наши контакты.