Найти тему
На родимой стороне

"Сталинец" С-65 - первый дизельный

Оглавление

Первым дизельным трактором в Советском Союзе стал ЧТЗ С-65 "Сталинец". Его создание было осознанным шагом в развитии гусеничных машин для народного хозяйства. Результаты использования дизелей, показали, что данный вид двигателя, экономичнее чем карбюраторный и обладает большим КПД. Хоть немцы и были законодателями моды в данном направлении, для освоения нового для себя агрегата была выбрана фирма Caterpillar, в результате тестового пробега 60 км. под Ростовом в 1934 году.

С-65 в музее Яндекс Картинки
С-65 в музее Яндекс Картинки

В январе 1935 года Г. Орджоникидзе, выступая на VII Всесоюзном съезде Советов, понимает вопрос по переводу всех тракторов Челябинского Тракторного завода на дизельные двигатели. И уже 15 августа 1935 года опытный образец двигателя М-17 (65 л. с.) совершила 15-километровый пробег. А 20 июня 1937 года из ворот ЧТЗ выехал первый трактор С-65.

Переработка С-60, как базовой модели для размещения двигателя М-17 не претерпела существенных изменений, так как основной задачей ставилось минимизировать модификации. Была переработана коробка передач, так как дизель более оборотистый, давал 850 оборотов против 650. Увеличен радиатор, перенесен топливный бак, а сам М-17 закрыт капотом. Да и кабину, в последующем стали ставить.

Кадр из фильма "Трактористы" 1939 год Яндекс Картинки
Кадр из фильма "Трактористы" 1939 год Яндекс Картинки

Эта машина стала знаковой для своего времени. Первый серийный дизельный трактор СССР. Хоть он и выпускался всего 4 года (1937-1941), было произведено 37 626 экземпляров. На его долю выпала, не только работа в народном хозяйстве, но и служба в рядах РККА, в ранге артиллерийского тягача для тяжелых артсистем. В 1937 году трактор взял "Гран-при" на технической выставке в Париже. Он даже успел сыграть свои роль в кино, ведь именно на нём соревновались бригады в фильме 1939 года "Трактористы".

С-65 артиллерийский тягач Яндекс Картинки
С-65 артиллерийский тягач Яндекс Картинки

Удивляет то, с какими сроками в серию входили совершенно новые для экономики СССР машины. Пусть они и созданы на основе иностранных моделей, но на своей базе и со своими агрегатами. Между распоряжением приступить к переходу на дизели и новым трактором прошло всего два года. Результативность видна не вооруженным глазом.

Понравилась статья? Подписывайтесь и читайте уже опубликованные материалы!!!

А также ставьте лайки, поддержите канал!