Найти тему
Соловьёв LIVE

Ситуация в Казахстане нормализуется, но расслабляться рано

Где прячутся боевики, не рано ли выводить войска ОДКБ и почему для атаки выбрали именно Казахстан, рассказал бывший советник Нурсултана Назарбаева Ермухамет Ертысбаев в программе Владимира Соловьёва «Полный контакт».

Соловьёв: Только что заявил руководитель Казахстана, что через несколько дней начнётся вывод сил ОДКБ и продлится 10 дней. Это серьёзно. Значит, ситуация стабилизировалась. Только что у Казахстана появился новый премьер-министр. Об этом поговорим с нашим гостем. Ермухамет, после того как мы с вами поговорили в субботу, вы вызвали восторг у нашей аудитории. Я очень огорчён, есть такой человек Мейрам Канапьянов, который написал: «После победы нашей революции я займусь нашей ватой. Адреса есть! Ждите, мрази!». Всё бы ничего, но это экс генеральный консул Казахстана в Санкт-Петербурге. Всё-таки не всё так просто в казахской элите. Всё бывает. Расскажите, что происходит в Казахстане сейчас? Жизнь нормализуется?

Ертысбаев: Ситуация гораздо лучше, чем неделю назад. Я не очень бы хотел, чтобы через 2 дня начали войска ОДКБ выводить. Одна из причин ввода войск, помимо смертельной опасности, которая нависла над Казахстаном, одна из причин заключается в том, что армия наша не просто расслабилась, а не хватало оружия, обмундирования, бронетранспортёров и ещё кое-чего. Токаев открыто сказал, что предстоит разбор полётов. Эта государственная измена по ослаблению не только спецслужб, которые участвовали в госперевороте, но по реальному ослаблению вооруженных сил Казахстана – она была очень существенна. Эти несколько тысяч боевиков растворились. У нас горы, 2,7 млн. квадратных километров территорий. Спящих ячеек ваххабитских предостаточно. Говорить, что всё стабилизировалось, рано.

Мы ставим точку. Назарбаевский период в этом плане завершился. Назарбаев сыграл большую роль в становлении и развитии независимого государства. Если бы 31 декабря он, как Ельцин, сказал бы, что окончательно передаёт полномочия Совету Безопасности, это сильно бы ослабило все протестные настроения. Руководство страны знало, что готовятся митинги, требования. Но и террористы капитально использовали этот момент. Им нужна массовость. Хаос – самая питательная пища для терроризма. Токаев обозначил масштабы ужасающей трагедии, которая могла произойти в Казахстане, когда боевики посмотрели, что самое слабое место в Центральной Азии – это юг Казахстана оказался. Алма-Ата – это жемчужина, но она находится в горах, очень удобна во всех отношениях для действий боевиков. Многие уже ушли. Токаев сказал, что будем всех вылавливать. Хватит уже педалировать тему о русской оккупации. Вот вы назвали там, это недоумок.

Соловьёв: Но он был генконсулом.

Ертысбаев: Не обращайте внимание. Не будем на эту тему. Правильно вчера сказал Токаев: «Демократия – это не вседозволенность. В период войны нужно поумерить и вообще ограничить свободу слова». У нас есть блогеры, которые на западных грантах сидят. Они передали на запад, что власть стреляет в мирных людей. Это провокация. Идеологический терроризм.

Соловьёв: Журналистка, гражданка Казахстана, работающая на западное СМИ, рассказывала: «Русскоговорящие десантники без опознавательных знаков расстреливают мирных жителей». Что ложь с первого до последнего слова.

Ертысбаев: Мы в военном положении. Во время войны против паникёров, трусов и распространителей лживой информации применялись самые жесточайшие меры. Идеологический терроризм становится самым опасным в эпоху интернета. Для Гитлера Геббельс был гораздо важнее, чем 300-тысячная армия. С этой точки зрения пора уже просто принимать жесточайшие меры. Я не могу смотреть по российским каналам, где говорят, что сейчас пойдут гробы в РФ, что это оккупация, что напали на Украину, теперь на Казахстан. Что за бред? Неужели нельзя просто прочитать, что у ОДКБ цель – укрепление мира, международная безопасность и стабильность. И защита на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов ОДКБ. Там ничего не сказано больше. С этой точки зрения действия ОДКБ правильные. Это козырь на переговорах с НАТО, потому что вырисовывается мощный союз. ШОС готовы тоже были помочь. Важнейшие переговоры предстоят России с Западом и Америкой. Откуда пришла Первая Мировая Война в РФ? Из Европы. Откуда пришла Вторая Мировая Война в РФ? Германия напала. Откуда пришла холодная война? Черчилль и т.д. Когда вы плечо подставили, мы окончательно поняли: вот настоящие братья, и нам надо внести коррективы в многовекторную внешнюю политику. Россия и Казахстан, почему мы самые крупные страны? Мы имперские нации, наследники золотоордынского периода, который сыграл большую роль в образовании русского государства. Мы имеем общие исторические корни. Надо об этом не забывать. Нам открыли глаза, и мы по-другому смотрим теперь на мир. Когда ОДКБ вошли, мы поняли, что никакой международный терроризм больше не сунется сюда. В Таджикистан они не пошли. Там мощная российская военная база стоит. В Кыргызстане то же самое. Узбекистан – там 35 миллионов, и армия у них мощная. Как они вычленили самое слабое звено? Последний раз такое было в 1920 году, сто лет назад, когда землетрясение было в Алма-Ате. А сейчас ущерб нанесён почти в 3 млрд долларов. В 11 городах действовали боевики, мародёры, какие-то нелюди. 500 полицейских машин сожгли.

Соловьёв: Роль Китая какова сейчас? Китай активно работает на территории Казахстана. Пытались сказать, что на территории Казахстана есть противостояние между Россией и Китаем, но этот кризис показал, что есть полное взаимопонимание.

Ертысбаев: Абсолютно нет никакого противостояния, никакой борьбы, влияния на Казахстан нет. У нас есть с Россией братские доверительные отношения. С Китаем большой объём торговли, идёт большой поток товаров через Казахстан в Россию. Это доминирует во взаимоотношениях с Китаем. У нас ксенофобия была развита 2-3 года назад, есть недоумки, которые говорят, что с Россией надо оборвать отношения и с Китаем. Люди больные. Слава Богу, их мало. Ещё с советских времён говорили, что самое страшное для Америки – это союз СССР и КНР. Мао Цзэдун и другие заняли позицию, обвиняя СССР в гегемонии. Сейчас вырисовывается это. Нет понимания на Западе, что это другой мир и соваться сюда со своими правилами не нужно. Что они наделали в Ливии, на Востоке, пытаясь внедрить свои ценности. Теперь они это всё понимают.

Соловьёв: В Казахстане гигантские инвестиции и американские, и итальянские, и голландские, и британские. Казалось бы, в Казахстане всё должно быть хорошо.

Ертысбаев: Одна Америка вложила свыше 150 млрд долларов в углеводородный сектор. В этом плане у нас всё нормально. Каспийский трубопроводный консорциум – это хороший пример был сотрудничества. Все в шоколаде, особенно Россия, 52% прибыли получает Россия. Это супервыгодный проект. А Казахстан – 19%. Сотрудничать надо. Когда у нас земля горела под ногами и государственность могла рухнуть, госдепартамент США говорил, что надо вступить в переговоры. Они не знают абсолютно реальной ситуации. Идёт много лжи. Мы всегда сотрудничали с Европой и Америкой, будем дальше сотрудничать. Но что касается военно-политического союза, он уже давно определён – Евразийский союз, ОДКБ, Таможенный союз.

Соловьёв: Но учения НАТО проводились. Ведь вы говорите о проблемах армии Казахстана. Одна из проблем, что был сделан акцент на сотрудничество с НАТО, а не с Россией. А НАТО не умеет готовить армии.

Ертысбаев: Мы находимся в такой ситуации подавленной, и вы ещё добиваете.

Соловьёв: Мы наоборот. Мы здесь. Надо сделать вам хорошую армию. Присылайте ваших офицеров в наши академии.

Ертысбаев: Российские солдаты у нас могут служить, казахские в Калининграде, нужно вспомнить о нашем боевом братстве отцов и дедов. У нас очень тесные должны быть отношения и доверительные. Надо Евразийский союз реальным содержанием наполнить. И тогда всё будет нормально.

Полный эфир: