Найти тему

Питер: тьма, холод и Canon 1D Mark III

Оглавление

Canon 1D Mark III - профессиональный зеркальный фотоаппарат с матрицей размера APS-H (18,7x28,1 мм) и с разрешением 10Мп. Камера была представлена в 2007 году. На борту два процессора DIGIC III, что позволяет обрабатывать 10 кадров в секунду. Буфер на 110 кадров JPEG максимального качества или 30 кадров RAW.

Я покупаю Canon 1D Mark III в конце 2021 года и беру с собой на Новый Год и Рождество в Санкт-Петербург. Здесь профессиональная репортажная камера из 2007 года работает в связке с двумя более свежими компактными камерами. Это нормально.

Монолит Canon 1D Mark III - профессионал из 2007 года
Монолит Canon 1D Mark III - профессионал из 2007 года

Чистый 1D

Забудем о том, какой у вас объектив. В данной статье я использую обычные примеры «туристической» фотографии, отснятые в Питере на один из самых примитивных автофокусных объективов.

Фото даны с обработкой. С оригиналами фотографий (jpeg с камеры) с обозначением всей технической информации вы можете ознакомится в моём альбоме на flickr.com (ссылка в конце статьи).

Интересно, что Canon 1D Mark III может вам предложить сам по себе. Попытаюсь максимально кратко описать это здесь (развёрнуто – позже):

1)скорость работы во всём, что касается фотосъемки;

2)возможность программировать камеру под ваши индивидуальные предпочтения и сохранять индивидуальные настройки на карту памяти;

3)отличный дизайн корпуса, хват, вес; защиту от пыли и влаги; высокую надёжность и долговечность материалов;

4)максимально возможный быстрый автофокус с вашим объективом, точная экспометрия, отличный цвет большой CMOS-матрицы;

5)надежный и мощный аккумулятор (проверено морозом).

Михайловский замок. Преимущество зимы заключается в скелетированных деревьях, обнажающих архитектуру Петербурга.
Михайловский замок. Преимущество зимы заключается в скелетированных деревьях, обнажающих архитектуру Петербурга.

Холод

Петербург встретил своей типично зловредной погодой: холодно, сыро, пасмурно. Руки, как и аккумуляторы фотоаппаратов вымерзают напрочь. Приятно использовать фотоаппарат в перчатках (и/или в маске), в то время как смартфон эффективно использовать в таком режиме не удастся. Смартфону отводится почетная функция навигатора.

Новогодняя ярмарка в Питере на Манежной площади
Новогодняя ярмарка в Питере на Манежной площади

Заносишь фотокамеру с улицы после длительной прогулки - конденсат крупными каплями накапливается на металле корпуса. Я не особенно нежен с техникой, поэтому влагостойкий корпус Canon EOS-1D здесь на руку.

Снежный дождь? Просто переверните EOS-1D объективом вниз: мы ведь не хотим убирать снег со стекла? Из видоискателя снег можно вычистить пальцем.

Чрезвычайно полезным оказывается аккумулятор EOS-1D - он настолько мощный, что практически не боится охлаждения. Холод съедает батарею за батареей моих компактов, в то время как EOS-1D работает, работает и работает. Будучи включённым утром, он выключается только вечером. Заряда батареи хватает на три дня (при моей интенсивности съёмки - около 800 кадров на холоде). Когда заряд подходит к концу, индикатор режима съёмки на верхнем ЖК-дисплее начинает мигать, сигнализируя о том, что скорость работы камеры может быть снижена. Впрочем, вы всегда можете узнать точный остаток заряда и «пробег» аккумулятора в снимках через меню.

Линза видоискателя (как и объектив) запотевают при входе в тёплое помещение.

Работа художника Тони Оурслера (проекция на белый шар)
Работа художника Тони Оурслера (проекция на белый шар)

Тьма

В городе не только холодно, но ещё и темно. В самое «светлое» время суток рабочим значением становится ISO640-1250.

Для достижения оптимальной резкости, объектив приходится диафрагмировать до F8. Так что, ISO640-1250 не будет слишком много в отсутствии солнца и на темных сценах. Спасибо, матрица EOS-1D большая, а пикселей немного - 10 миллионов - шум не так сильно заметен (для 2007 года, конечно).

Компакт Leica D-Lux 6 обладает объективом с максимальной светосилой F1.4, но насколько это может компенсировать маленькую шумную матрицу - вопрос требующий отдельного исследования. При повышении ISO на маленьких матрицах мы наблюдаем не только сильный цветной шум, но ещё и потерю нюансов цвета. EOS-1D справляется с высокими значениями ISO много лучше продвинутых компактов своего времени, сохраняя цвет вплоть до ISO2500. Если вы хотите профессионала с ещё большей продуктивностью ISO за те же деньги - выбирайте Nikon D3 того же года выпуска.

Крупнейший православный храм Санкт-Петербурга - Исаакиевский собор
Крупнейший православный храм Санкт-Петербурга - Исаакиевский собор

В сумерки, вечером, внутри храмов и музеев, рабочим значением становится ISO2500-3200. Да, в тенях есть шум, но это вынужденное компромиссное решение. Я не люблю таскать с собой штатив и продолжаю снимать с рук. На EOS-1D я включаю режим высокоскоростной съёмки (до 10 кадров в секунду), искусственно ограничивая число кадров в серии до пяти. Это позволяет не плодить сущности, но получить 1-2 кадра с минимальным смазом. Если не ограничить мощь EOS-1D, можно за 10 секунд получить 100 кадров, после чего придётся ждать секунд сорок очистки буфера.

Можно убрать микросмаз от работы зеркала, предварительно сфокусировавшись и переключившись в режим LiveView. Скорость серийной съёмки возрастает. Зеркало поднято и не добавляет вибраций.

Встреча Рождества в Соборе Казанской иконы Божией Матери
Встреча Рождества в Соборе Казанской иконы Божией Матери

Иногда режим LiveView становится единственно возможным, например, при съемке встречи Рождества в Казанском храме. Затертым в толпу остаётся лишь вознести камеру над головами верующих и, сфокусировавшись вручную по увеличенному фрагменту, выполнить серию снимков. Ручная фокусировка реализована отлично. Автоматической фокусировки в режиме LiveView в 1D Mark III ещё нет. Думаю, в Canon могли бы что-то придумать уже в 2007 году, но они приберегли эту функцию для следующих поколений камер.

Удобный LiveView и умеренный кроп, в случае с Canon 1D Mark III, позволяет рассматривать эту камеру, как отличный вариант для использования с советскими объективами (если вы любитель этого дела).

Солнце - редкий гость в Санкт-Петербурге. Вид на музей-ледокол "Красин" и доки
Солнце - редкий гость в Санкт-Петербурге. Вид на музей-ледокол "Красин" и доки
Набережная Невы
Набережная Невы

Лузер с 1D

Что мне особенно нравится в EOS-1D - никаких тормозов в работе: мгновенное включение (отключите автоочистку матрицы), никакой задержки срабатывания затвора, большой буфер для снимков, высокая скорость записи на две карты, десять кадров в секунду на механическом затворе, быстрая система автофокуса с тёмным объективом.

Если вы что-то не успели снять или отсняли брак - винить остаётся только себя и свои кривые руки...

Крыши Санкт-Петербургского государственного университета в лучах закатного солнца
Крыши Санкт-Петербургского государственного университета в лучах закатного солнца

Это в тему известной байки про то, что с профессиональной техникой вы будете «расти как фотограф». Утверждается, что переход на системные камеры, переход на полный кадр и т.д. дадут вам новые возможности для творческого роста...

Если вы не рождены фотографом - вам им не стать. Купите оборудование на миллионы рублей - ваши снимки лучше не станут. В России это можно назвать «медведевщиной». Таких «медведевых» в этой и любой другой стране предостаточно. Профи снимет и на PowerShot, лузер останется лузером и с EOS-1D. Знаю по своему опыту...

В Михайловском замке
В Михайловском замке

Без смаза

На EOS-1D mark III очень сложно получить кадр без смаза на выдержках длиннее 1/125 секунды. Это справедливо, если вы снимаете на объектив без стабилизатора изображения.

Ещё сложнее условия съёмки в музеях, которых в Питере достаточно. Хорошего света там нет в принципе. А если у вас нет с собой штатива - получить качественный отпечаток крайне сложно.

Воскресенский Смольный собор
Воскресенский Смольный собор

Здесь интересно сравнить возможности светосильного компакта с оптической стабилизацией Leica D-Lux 6 (матрица 2/3 дюйма), которым вполне можно снимать на максимально открытой диафрагме и выдержках 1/30-1/15 секунды, с EOS-1D mark III, который я заставил работать с темным простым объективом F4-5.6.

Там где компакт при малой матрице на F1.4 обеспечивает приемлемый результат на 800ISO (да, мы говорим про съёмку без штатива плоских объектов, например - темных картин в сумраке залов), на зеркалке при F4-F5.6 и на большой матрице приходится выкручивать светочувствительность на значение в 3200ISO.

Каков результат? По шумам и качеству – зеркалка чище. По точности передачи оттенков цвета нужно смотреть отдельно. Компакты способны обеспечить достаточную глубину резкости уже на максимальной диафрагме - это их сильная сторона, определяемая маленькой матрицей. Маленькая шумная матрица является в то же время их слабой стороной. Такой вот парадокс.

Вид на набережную реки Фонтанки
Вид на набережную реки Фонтанки

Как днём, так и вечером, в тёмном Питере помогает внешняя вспышка (в профессиональном EOS-1D нет встроенной вспышки). Я ещё не обзавёлся фирменной вспышкой и использую имеющуюся вспышку Olympus FL-36R (в ручном режиме). На вспышке приходится вручную вводить значение ISO (равное значению ISO на камере) и изменять её мощность управляющим диском. Вспышка используется в режиме заполняющей вспышки. Вспышка питается от двух батарей формата AA и почти успевает за фотоаппаратом отрабатывать серию из пяти кадров со скоростью 10 кадров в секунду. «Почти» означает то, что мощность вспышки на первом кадре может быть больше, чем на последнем из серии. Причина, как мне кажется, в том, что вспышка запитана от двух батарей АА, а не от четырёх. При покупки вспышки я не думал о серийной съемке со вспышкой. EOS-1D указал мне на эту «оплошность». Один из примеров «обучения» профессиональной техникой.

Смольный
Смольный

Canon EF 28-90

Кого-то может удивить, что на EOS-1D я использую пленочный бюджетный объектив Canon EF 28-90. Объясняю:

А) я использовал этот объектив ещё на своей пленочной EOS 300 - приятно продолжать использовать вещь, с которой связаны определенные воспоминания из прошлого,

Б) кит позволяет определить ваши предпочтения – за смешные деньги вам будет проще определиться, объектив с каким фокусным расстоянием будет для вас наиболее оптимален;

В) пока не хочется дорогими стёклами привязывать себя к экосистеме Canon. Ведь и в других системах есть замечательные камеры. Вопрос дизайна фототехники меня увлекает даже больше, чем вопрос качества получаемого изображения.

Правильный ракурс позволяет сделать взгляд ребёнка более выразительным (Кунсткамера)
Правильный ракурс позволяет сделать взгляд ребёнка более выразительным (Кунсткамера)

Для себя я понял, что покупать широкоугольный объектив мне не нужно. 28 мм вполне достаточно для меня (даже с учетом кроп-фактора 1,3). Т.о. лучшим объективом для меня станет, например, Canon EF 28-135. Это не так дорого. Перед поездкой у меня было слишком мало времени для выбора и проверки нового объектива.

Элементы кладбищенской архитектуры (Музей городской архитектуры)
Элементы кладбищенской архитектуры (Музей городской архитектуры)

Canon EF 28-90 вполне отрабатывает свои деньги (считайте, что мне он ничего не стоил). Он хорошо собран, чрезвычайно лёгок и обладает приятным диапазоном фокусных расстояний. На камере EOS-1D mark III это эквивалентно 36-117 мм. Съемка на улицах Питера показала, что 36 мм почти достаточно в большинстве случаев. Даже при съемке интерьеров дворцов этого почти хватает. А если вы снимаете в пустых залах - это совершенно не удручающий компромисс.

Объектив работал в мокрый снег. Я не заморачивался с его очисткой. Бленда спасает от многих проблем. Если что есть носовой платок. Внутри до сих пор я не замечаю пыли. Хобот практически не люфтит. Объектив на удивление собран добротно.

Фокусировка с Canon EF 28-90 наиболее эффективна по центральной точке. Резкость приемлема на F8 и при настройке на камере в значении 4. Объектив нельзя назвать резким, но с цветами на снимках никаких проблем не обнаружено. Я очень своевременно прикупил к объективу бленду - это здорово помогает не только от бокового света, но и от мокрого снега.

Живой кот среди великих мёртвых (на территории Некрополя мастеров искусств)
Живой кот среди великих мёртвых (на территории Некрополя мастеров искусств)

Конечно, объективу EF 28-90 катастрофически не хватает стабилизации изображения. Покупая новый объектив, не забудьте про эту полезную функцию.

Вывод по объективу EF 28-90 - достаточен для любительского использования, но потребует замены в будущем на более резкое и светосильное стекло. Пиксельщикам качество изображения с EF 28-90 может не понравиться (мыльное). С объектива EF 28-90 вы можете напечатать изображение меньшего формата, чем с более резкого собрата.

Церковь во имя святого благоверного князя Феодора Новгородского
Церковь во имя святого благоверного князя Феодора Новгородского

JPEG или RAW

Очень здорово, что единички от Canon (даже ранние) поддерживают карты SD. Это преимущество, т.к. карту можно использовать со многими более современными устройствами. Карты CF уже не настолько удобны.

В Питере снимал только на SD ёмкостью 32Gb в JPEG с максимальным качеством. Это лучший вариант для путешествий (если вы снимаете для себя). Компромисс, т.к. любой JPEG на камере хуже по качеству RAW. Я ещё не встречал камеры, где эти два формата были бы равны по качеству. Говорят, Panasonic LC1 даёт замечательный JPEG, но я очень в этом сомневаюсь.

Укрощение коней на Аничковом мосту
Укрощение коней на Аничковом мосту

Итак, выбирая JPEG, я избавляю себя от необходимости возиться с «проявкой» RAW.

Не стал брать компьютер. Файлы сбрасывались на смартфон через Wi-Fi. В EOS-1D mark III нет встроенного модуля Wi-Fi (можно купить присоединяемый блок за сравнительно большие деньги). Использовал для скидывания снимков компакт Canon SX700HS, который легко читал файлы с EOS-1D mark III.

Кстати, дисплей на компактной камере обозначенной модели лучше, показывает больше деталей. Иногда отбирал отснятый материал именно на компакте. EOS-1D mark III оснащён большим, но недостаточно резким монитором. Монитор - единственный существенный минус EOS-1D mark III. Скажем честно: монитор здесь плохой!

Вместе с тем, углы обзора монитора отличные, что позволяет не сожалеть о том, что монитор не откидывается. Видно всё замечательно и снизу, и сверху.

Выставка орхидей и бромелий «Осколки радуги 2021»
Выставка орхидей и бромелий «Осколки радуги 2021»
Выставка орхидей и бромелий «Осколки радуги 2021»
Выставка орхидей и бромелий «Осколки радуги 2021»

Старые цифровые камеры в Питере

С собой в Питер я взял три фотокамеры.

EOS-1D mark III, купленный совсем недавно, использовался исключительно для фотосъемки. Он выглядел и работал как танк. На него всегда можно было положиться. Им вполне можно убить или остановить пулю - ценные бонусные функции.

Leica D-Lux 6 выступил видеокамерой со светосильным объективом (т.к. в EOS-1D Mark III нет функции видео).

Перед тем, как отправить мою «Leica» снимать видео, я провёл в Челябинске ряд сравнительных тестов. Оказалось, в хороших условиях съёмки, D-Lux 6 даёт такое же качество изображения, что и EOS-1D с объективом EF 28-90. Честно: ожидал от D-Lux большего - стекло там весьма неплохое для компакта. Но Leica может снимать FullHD видео с предустановленной диафрагмой F1.4...F8. И это ценное качество.

Canon SX700HS - шумная, типично любительская камера - работала за цифровой бинокль (фотокамера даёт 700 эквивалентных миллиметров). Кроме того, как уже писал выше, этот фотоаппарат использовался для сброса фотографий с EOS-1D на смартфон.

Ростральные колонны в Питере я упорно называл Расстрельными
Ростральные колонны в Питере я упорно называл Расстрельными

В целом, связка получилась достаточно эффективной, хоть и компромиссной.

Конечно, возникает вопрос: мог бы компакт Leica D-Lux 6 полностью заменить собой профессиональную зеркалку Canon EOS-1D mark III? Ответ прост: только если EOS-1D будет использоваться с бюджетным объективом и камеры будут работать с достаточным светом. Только тогда качество фото будет сопоставимым. Уже сравнил лично.

Стоит оснастить EOS-1D резким светосильным объективом и уйти в сумрак - любой компакт сдастся. Я уже молчу про удобство и гибкость управления на EOS-1D, надежность, огромный и слабо чувствительный к холоду аккумулятор. Последнее архиважно, т.к. самая превосходная камера с разряженным аккумулятором не более чем перспективный мусор.

Коты - неофициальный символ Петербурга
Коты - неофициальный символ Петербурга
Коты - неофициальный символ Петербурга
Коты - неофициальный символ Петербурга

Предварительный вывод по Canon EOS-1D mark III

Ничуть не пожалел о покупке «почти полнокадрового» EOS-1D. Удивительно, но не пожалел и о том, что не успел добыть бывшему «чемпиону» хороший объектив - EF 28-90 отработал отлично для своей цены. Даже не пожалел об отсутствии штатива: просто было меньше совместных фотографий.

В Петербурге самые красивые уличные фонари
В Петербурге самые красивые уличные фонари

Опыт использования в Питере старой профессиональной камеры Canon EOS-1D mark III окончательно убедил, что самыми удобными для меня фотокамерами будут единички от Canon. Конечно, хотелось бы аппарат «всё в одном» (фото и видео) со светосильным универсальным влагозащищенным объективом. Но уровень цен на подобное оборудование пока не позволяет мне его купить.

Дворцовая площадь: традиции, история, государственность
Дворцовая площадь: традиции, история, государственность
Один из главных символов города – золочёный шпиль с парусным корабликом – флюгером на башне Адмиралтейства.
Один из главных символов города – золочёный шпиль с парусным корабликом – флюгером на башне Адмиралтейства.

Самой серьёзной проблемой Canon EOS-1D mark III оказалось ограничение светочувствительности матрицы в ISO3200 (ISO6400 доступно, но всё ещё очень шумное - фотоаппарат 2007 года выпуска). Напомню, что профессиональный Nikon D3 того же года предлагает более высокие значения ISO с красивым «пленочным» зерном. ISO3200 оказалось достаточно, но я всё же ощущал ограничения в возможностях съёмки на этом значении усиления сигнала с матрицы. Питер оказался «темнее», чем я думал.

Частично решить проблему ISO3200 может светосильный стабилизированный объектив.

Если вы уже наигрались со своим Canon EOS-1DX mark III - вы вполне можете подарить его мне ;) Доставку оплачиваю. Объектив L-серии к нему докупить клятвенно обязуюсь :D