Найти тему
ПОРТАЛ СУБКУЛЬТУРА

Не соврали: «Хорошо». И даже: «Очень!»

Оглавление

31 декабря в «Приюте комедианта» спектакль по Шукшину «Хорошо. Очень!» показывали дважды: в час дня и в шесть вечера. Я тоже удивилась, когда увидела полный зал. Мужчины в смешных новогодних свитерах с оленями, дамы в роскошных платьях 一 все вместе со мной сбежали от запаха майонеза и «Иронии судьбы» в театр.

Делать тебе нечего!

Фото с официального сайта театра
Фото с официального сайта театра

Врать не буду, делать действительно было нечего. Резать тонны салатов я отказываюсь по идейным соображениям, смотреть каноническое новогоднее кино сил уже не было, «Гарри Поттер» и «Один дома» были оставлены на январские выходные. А на «Пушкинской» карте уже почти сгорела последняя тысяча рублей. Так я и оказалась 31 декабря в театре. Решение подкупающее своей гениальностью: шампанское было, ощущение праздника было, бутерброд с рыбой…

С этого года всем советую праздновать именно так. Лишь бы нашлось кому делегировать всякие домашние дела и был подходящий спектакль. А «Хорошо.Очень!» 一 праздничный, как оказалось. Не новогодний, нет, но уютный, семейный, добрый. Есть в нём что-то, что хочется посмотреть вместе с самыми близкими и узнать самих себя.

Про чудиков и чудаков

Фото с официального сайта театра
Фото с официального сайта театра

Режиссёр Василий Сенин поставил пять историй по самым знакомым рассказам Шукшина: «Микроскоп», «Срезал», «Мой зять украл машину дров», «Мужик Дерябин» и “Сапожки”. Все они трогательные, местами печальные и очень искренние. Декорации и костюмы (спасибо за них самому Сенину и Ирине Арлачевой) отсылают к брежневскому застою, интерьеры напоминают что-то бабушкино, деревенское, родное. А на сцене шутят про коронавирус в микроскопе. Какой-то синтез детских воспоминаний и актуальной повесточки.

Но к Шукшину в спектакле всё же отнеслись очень бережно. По-врачебному «не навредили». Как и в рассказах, простота и незамысловатость героев сочетается с их философскими вопросами о религии, любви и науке. Трогательные чудики не претендуют на власть, богатство или какое-то великое знание. Они держатся за свои часто смешные ценности и учат нас радоваться мелочам.

Гротескные, но почему-то очень знакомые истории про семью, про любовь, про конфликты, истерики, про жадность и щедрость объединяют зрительный зал с людьми на сцене. В спектаклях «Приюта» много интерактивных элементов, но в «Хорошо.» шукшинские чудики с залом общаются, как с соседями, в надежде, что услышат, поймут, поддержат.

Актёров на сцене было немного, всего шесть человек: Соня Горелик, Юлия Молчанова, Денис Кириллов, Александр Глебов, Вячеслав Коробицин и Полина Фетисова. Такой крошечной компанией было будто бы проще сыграть семейные уютные истории. В простых сюжетах им удалось показать большую трагедию маленького человека. Ну, подумаешь, микроскоп? Смешно же, в самом деле, из-за микробов в воде переживать. Или нет? Или страшно, оттого что единственную радость в жизни в комиссионку сдали? Ну и что, что какой-то дурак философию с филологией перепутал и на профессора моськой тявкать вздумал? А может грустно, что самоутверждаются дураки за счёт нелепых унижений и сотрясания воздуха? Смех сквозь слёзы, ей-Богу.

За спиной и на фоне

Фото с официального сайта театра
Фото с официального сайта театра

За спиной у героев что-то не сразу понятное, скажем прямо. Мышиные головы на колёсах, марши со знаменем Сталина, падающие церкви. Какой-то невнятный переполох: будто смотришь в калейдоскоп с уж больно причудливыми узорами. Узоры эти очень хочется соотнести с происходящим на сцене, но не всегда получается.

На фоне играют советские песни. А иногда сообщают о смерти генеральных секретарей центрального комитета коммунистической партии Советского Союза. В общем и целом, аутентично, а в совокупности с декорациями просто волшебно. До конца спектакля не покидает ощущение «я это уже где-то видел», но я не просто это видела, я в этом росла и с огромной любовью в такую обстановку возвращаюсь.

Счастье ценой в пол-мопеда

Фото с официального сайта театра
Фото с официального сайта театра

Завершается спектакль рассказом «Сапожки». До слёз романтичный, он собрал в себе всё самое светлое из предыдущих четырёх историй. Сергей Дудахин (Денис Кириллов) покупает жене (Юлии Молчановой) сапоги. За баснословные деньги: половину мопеда купить можно. Душевный порыв у него такой. Захотел жену порадовать и разорился на эти несчастные пол-мопеда, назло наглой продавщице и ничего не смыслящим в любви сослуживцам. А сапожки не подошли. Пришлось дочке отдать.

Как же скучно звучит сюжет в пересказе… А на сцене настоящая драма: сомнения, метания, мимолётное счастье и бесконечная, большая-большая любовь.

«Не в сапожках дело» 一 повторяет герой, обнимая жену под всхлипы в зале. Конечно, не в сапожках. Спектакль закончился и оставил нас с очень тёплой мыслью о том, что всё дело в любви. И шут бы с ней, с половиной мопеда.

Понравился материал? Подписывайся на канал!