Если у человека сохраняется критическое отношение к своему духовному состоянию, то он должен непрестанно благодарить Бога. Ибо человеку, запутавшемуся в сетях гордыни и не видящему своих грехов, помочь уже практически невозможно, у него нет, и не может быть авторитетов, кроме себя. Единственная надежда остается лишь на Бога, Который Один только может отрезвить несчастного, но это возможно, как правило, только посредством великих скорбей. Если же они не обрушатся на человека, он становится источником непрерывных мучений для окружающих, причем сам этого не видит и не чувствует. Уже одно его присутствие может угнетающе действовать на тех, кто просто находится рядом.
Начинается болезнь издалека, с малого: с обычного детского эгоизма, который, не находя сопротивления ни внутри ребенка, ни со стороны родителей и окружающих, так прочно укореняется в характере человека, так срастается с ним, что демону-«куратору», который взращивал и поливал древо гордыни на первых порах, можно дать себе передышку. Теперь уже окрепшее дерево растет и развивается само, появляются, наконец, и плоды: чрезвычайно высокое мнение о себе, невозможность выносить чьи-либо замечания, раздражительность, неуживчивость, осмеяние чужих недостатков, постоянная критика старших и повелительный (иногда – покровительственный) тон в отношении с младшими. Как показал опыт, подобным людям (особенно, если они при этом обладают еще и талантами) прийти к Богу труднее, чем кому бы то ни было.
Но вот, по неисповедимой милости Божией, такому человеку открыта, возможность познать Истину, и он, например, не отвергает ее, устремляясь сердцем к Источнику всякой истины, добра и любви – к Богу. Тогда истина Божия открывает ему глаза на смысл бытия и совершающихся в нем (в бытии) событий, дает единственно верное познание добра и зла не с точки зрения земных ученых мудрований, а прямо от Бога. Тогда только он начинает правильно видеть и оценивать самого себя. Вот тут-то и открывается ему бездна падения, – и не только своего, ибо в своем лице он способен понять и ощутить падение человечества в целом. Вот она, задача, над которой нужно потрудиться, но решить: вылезти из пропасти. Этого ждет от нас Творец. Но задача эта не решается ни за час, ни за год, потому что грех стал свойством характера, т.е. привычной, шаблонной реакцией на окружающее, или действием, совершаемым почти уже автоматически, бессознательно.
Это и есть плоды той работы, благодаря которой бес-«куратор», незаметно тренируя нас многие годы, как собаку Павлова, выработал у нас (не хуже, чем у той пресловутой собаки) условный рефлекс на соответствующий стиль поведения, а также на определенную оценку самих себя.
Однако, хотя видеть умом свои дурные качества – очень хорошо, этого мало. Ведь чтобы спастись, нужно еще и бороться за исправление своей души, ее характера, ее привычек. Вот здесь-то и требуется проявить творческий подход, максимально напрячь волевые усилия, причем не в отношении посторонних, а к самим себе, чтобы выработать гибкую методику для искоренения греховных черт характера.
В качестве мощного волевого стимулятора игумен N, например, предлагает метод «духовного программирования». Но, воспитывая, таким образом, в себе волевые качества, нужно не просто прочитать эту методику, а упорно проводить ее в жизнь. Итак, свое утро следует начинать с воспоминания: «как мне нужно вести себя вот в таком-то и таком-то случае в течение сегодняшнего дня?»
При этом необходимо заранее продумать правильный образ действий при известных искушениях и напомнить себе те жизненные ситуации, в которых этот образ действий следует применять в течение дня. Иными словами, нужно заранее внедрить в свою память программу действий, прямо противоположную своей обычной, автоматически выполняемой греховной реакции. Это и будет сознательной борьбой с грехом и с глубоко вкоренившимися греховными «условными рефлексами» поведения, которым всех нас незаметно обучает демон-«куратор» с самого нежного детства. Рассмотрим теперь какой-нибудь полезный пример применения метода «духовного программирования».
Известно, что для исцеления такой тяжелой и широко распространенной «болезни», как гордыня, св. Отцы предлагали своим послушникам в качестве лекарства способ отсечения своей воли.
Поскольку гордец всегда пытается настоять на своем, считая свое мнение и свой образ действий наиболее правильными, ему для борьбы с этим проявлением гордыни необходимо запомнить и утвердить в сознании следующую мысль:
«Во всех случаях, когда мне предстоит выбрать между своим и чужим мнением, безоговорочно отдать предпочтение чужому и сделать так, как того хочет ближний во всех случаях, за исключением явно идущих вразрез с заповедями Божьими».
Нужно будет, конечно, напрячь всю свою волю, сжать себя в комок, наступить себе на горло (чтобы не противоречить), но все же заставить себя сделать не по-своему даже в том случае, если твой вариант явно лучше с деловой точки зрения.
Для Бога – все, что мы делаем для наших хозяйственных нужд, мелочь, - какой бы важной она нам ни казалась. Во всех наших делах и взаимоотношениях Он смотрит (помните, что Дух Божий пронизывает нас всегда), в первую очередь, на душу: какие побуждения руководят ею, получит ли душа пользу от дела?
Часто бывает, что человек делает полезное для других дело, но делает его по гордости, с тщеславием. Такое дело не угодно Богу, потому что ведет душу к погибели. А во всей Вселенной нет ничего более ценного, чем душа, нет ничего более важного, чем ее спасение. Человеку порою, кажется, что, если он не сделает дела, то никто его не сделает так хорошо, как мог бы он, и, следовательно, это приведет все попытки побороть гордыню к краху… Обычный бесовский обман! Если бы этого человека не существовало на свете, ничего бы не изменилось и шло бы своим чередом. А если Богу угодно, чтобы дело совершилось, – неужели можно подумать, что Он не найдет того, кто бы его выполнил?
Описанный выше метод программирования, необходим для обучения в отсечении своей воли, что, в свою очередь, помогает в борьбе с теми греховными качествами характера, которые выражаются через своеволие, самость, гордость, тщеславие. Возможно, вначале будет казаться, что хотя для души - полезнее, но для общего дела – хуже. Однако это скороспелый вывод.
Есть, правда, случай, когда послушание может пойти во вред. Имеется в виду такое поручение, которое будет подпитывать и подогревать гордыню. Вот тут-то нужна мудрость и воля! В таких случаях, каким бы соблазнительным и лестным оно (поручение) ни казалось, нужно найти, придумать любой благовидный предлог, чтобы отказаться, не обидев поручающего.
Через некоторое время после начала практики первого упражнения (на отсечение своей воли), когда человек привыкнет помнить о том, как вести себя в описанной выше ситуации, можно будет начать вводить в практику второе упражнение в «методе программирования».
Позитивный Батюшка. Священник Антоний Русакевич
В любой удобный мессенджер вы всегда можете написать записки о молитве или задать вопрос батюшке.
Храм апостола Луки г. Тверь (при горбольнице №4, ул. Маршала Конева 71А)