Найти в Дзене
Светлана Россинская

PERSONA NOTA: ЖAН - БАТИСТ МОЛЬЕР

Фоторепортаж после литературного расследования в литературном клубе «Прикосновение» библиотеки «Фолиант» в рамках цикла мероприятий «Расшифрованный писатель». К 13 января 2022 года - 400-летию со дня рождения французского комедиографа, создателя классической комедии

О Мольере (1622-1673) написаны сотни книг. Однако он по-прежнему остается притягательной фигурой для исследователей литературы.

11 января 2022, в преддверии 400-летия со дня рождения Мольера, в литературном клубе библиотеки «Фолиант» прошло литературное расследование, посвященное биографии французского комедиографа.

-2

Как известно, рукописей Мольера не сохранилось. Дома, в которых он проживал, разрушены. И даже место его захоронения в точности неизвестно. Зато в литературе о Мольере можно прочесть массу пересудов и самых нелепых предположений. Например.

-3

1662 г. Мольер венчается с юной актрисой своей труппы Армандой Бежар, младшей сестрой Мадлен Бежар, другой актрисы его труппы. Это факт. Но он сразу вызвал целый ряд пересудов и обвинений в кровосмешении, так как существует предположение, что Арманда, в действительности, дочь Мадлен и Мольера, родившаяся в годы их скитаний по провинции. Чтобы прекратить эти разговоры, король становится крестным первого ребёнка Мольера и Арманды.

-4

В 1808 г. в парижском театре «Одеон» был сыгран фарс Александра Дюваля «Обои» (фр. «La Tapisserie»), предположительно, обработка мольеровского фарса «Казакин». Считается, что Дюваль уничтожил мольеровский оригинал или копию, чтобы скрыть явные следы заимствования, а имена персонажей изменил, только их характеры и поведение подозрительно напоминали мольеровских героев.

Драматург Гийо де Сэ попытался реставрировать первоисточник и в 1911 г. на сцене театра «Фоли-Драматик» представил этот фарс, вернув ему оригинальное название.

7 ноября 1919 в журнале «Comœdia» была опубликована статья Пьера Луиса «Мольер - творение Корнеля». Сравнивая пьесы «Амфитрион» Мольера и «Agésilas» Пьера Корнеля, он делает вывод, что Мольер лишь подписывал текст, сочинённый Корнелем.

-5

Несмотря на то, что сам Пьер Луис был мистификатором, идея, известная сегодня, как «Дело Мольера-Корнеля», получила большое распространение, в том числе в таких трудах, как «Корнель под маской Мольера» Анри Пулая (1957), «Мольер, или Воображаемый автор» адвокатов Ипполита Вутера и Кристины ле Виль де Гойе (1990), «Дело Мольера: великий литературный обман» Дени Буасье (2004) и др.

Почему у Мольера было так много врагов? Почему часто после постановок его пьес кто-то обязательно устраивал настоящий скандал?

-6

Действительно ли сам Король Солнце, Людовик XIV, участвовал в постановках Мольера? Каковы были отношения комедианта с королем? На ком он женился - на собственной дочери или сестре своей возлюбленной Мадлены Бежар? И правда ли, что после смерти драматурга ни один парижский священник не взялся похоронить покойного согласно церковному обряду?

До сих пор на эти вопросы нет четкого ответа.

На встрече в библиотеке читатели чуть ближе прикоснулись к биографии драматурга, посмотрели документальный фильм о нем «Тайны истории. Мольер. Маски долой!», послушали отрывки из романа Михаила Булгакова «Жизнь господина де Мольера», получили исчерпывающие ответы на все свои вопросы.

Итак…

Мадлен Бежар

Первой любовью Жана Батиста Мольера, драматурга, актера, директора парижского театра Пале-Рояль, стала Мадлен Бежар, моло­дая парижская актриса. Юный сын королевского обойщика Поклена влюбился в Мадлен, и именно она убедила его, что на свете нет ничего интереснее и веселее, чем быть коме­диантом. Это Мадлен уговорила его создать собственный театр. Все ее братья и сестры тоже были актерами.

Из-за конкуренции итальянских ко­медиантов, наводнивших в те време­на парижские подмостки, театр Мольера (такой артистический псев­доним выбрал Жан Батист) прого­рел, тогда Мадлен сподвигла его на то, чтобы он сначала завоевал подмостки провинциальной Франции, а затем и Париж. На достижение этой цели ушло двенадцать долгих лет!

И все эти годы Мадлен была его правой рукой и верной, хотя и неофициаль­ной женой. Она, как никто, верила в его гений и по- матерински заботи­лась о нем. Не забывала Мадлен и о своих родственниках. Так, однажды в бродячей труппе Мольера появилась ее самая младшая сестра.

Вскоре эта десятилетняя девчушка под псевдо­нимом «мадемуазель Мену» стала вы­ступать в спектаклях Мольера. Оде­тая как взрослая, играя роли взрос­лых, она была так убедительна и дос­товерна, что публика повсюду при­нимала ее «на ура». И сам Мольер, ре­петируя с ней роли, дивился ранней смышлености девочки, умению перевоплощаться и обаянию. У малыш­ки была миниатюрная, ладно скро­енная фигурка, маленькие, но живые глаза и непропорционально боль­шой, как у лягушки, рот.

- Писаной красавицей твоя се­стренка вряд ли станет, - сказал од­нажды Мадлен Мольер. - Но вот увидишь, она разобьет тысячу сер­дец!

Мадлен не понравились его слова. Самой-то ей уже мало что светило. Бабий век - сорок лет. Все чаще, сти­рая с лица грим после спектаклей, она находила у себя морщинки. В то же время замечала, как ее остроум­ный, обаятельный Жан Батист, муж­чина в самом соку, увивается около молодых женщин...

-7

Между судом и дуэлью

Когда его труппа вернулась в Па­риж, ретироваться из столицы те­перь пришлось итальянцам. Публи­ка валом валила на комедии и фар­сы, сочиненные Мольером, поставленные Мольером, с Мольером в главных ролях. Парижане прямо-та­ки заходились от смеха, глядя, сколь остроумно и правдоподобно он и его комедианты изображали плутов, лицемеров, скупердяев, кокеток, мракобесов и прочих типов.

Порой доходило до анекдота: вдруг кто-то из зрителей, как правило, мнитель­ный богач или надменный санов­ник, решив, что пьеса написана про него, громогласно требовал прекратить спектакль и грозил ав­тору судом или дуэлью.

Одна из светских львиц Парижа, маркиза де Рамбуйе, узнавшая себя в комедии «Смешные жеманницы», добилась даже, чтобы здание, где ставилась эта пьеса, было снесено. Удивитель­но, но иные высшие лица королев­ства, такие как, например, ворова­тый министр финансов Фуке, делая вид, что они святее Папы Римского, до слез хохотали на спектаклях Мольера и искали с ним дружбы. Сам король Людовик XIV иногда танцевал в балетных актах мольеровских комедий!

Арманда Бежар

Но кроме театра и славы Мольеру хотелось иметь то, чего у него не было: собственный дом, семью, де­тей. С Мадлен Бежар он уже рас­стался. В сердце Мольера посели­лась другая любовь - к младшей се­стренке Мадлен, «мадемуазель Ме­ну». Голенастая девчонка к двадцати годам превратилась в очарователь­ную барышню. Обожаемая париж­ской публикой, она выступала те­перь под собственным именем - Арманда Бежар!

Когда Мольер пришел к Мадлен просить руки ее младшей сестры, та с убитым видом напомнила ему:

- Ты старше ее в два с лишним раза!

- Мадлен, дорогая... В свое время разница в возрасте не мешала нам быть счастливыми с тобой, - напом­нил он ей.

- Еще недавно ты в шутку назы­вал ее дочуркой. Что теперь подума­ют люди, Жан Батист?!

- А то, что есть: я сошел с ума от любви к ней! - Мольер одновре­менно смеялся и плакал. - Я без нее пропадаю, Мадлен! Не сплю ноча­ми. Повсюду мне слышится ее го­лос!..

- Но вы с ней такие разные! - Мадлен все еще надеялась отговорить его. - У тебя на уме театр, коме­дии, а у нее - успех и наряды...

- Пусть, - твердил свое Мольер. - Лишь бы она стала моей женой!

- Жан Батист... - В грустном взгляде Мадлен светилась былая лю­бовь. - Какая женщина откажется стать твоей женой?! Ты хорош собою, знаменит, стал камердинером коро­ля. Арманда, я знаю, хоть завтра пой­дет за тебя. Но ты...

Она еще что-то говорила, о чем-то еще предупреждала, но он с затума­ненным от счастья разумом уже ни­чего не слышал...

Два года они с Армандой прожи­ли в мире и согласии. Разлад начал­ся, когда Мольер по просьбе короля написал и поставил комедию-балет «Принцесса Элидская». Именно в это время король, желая блеснуть артистическим талантом перед од­ной из своих любовниц, велел уст­роить в Версале многодневные празднества. На них съехалось все дворянство Франции.

В главной ро­ли комедии Мольера выступила Ар­манда, которая произвела настоящий фурор. Герцоги и графы, мини­стры и губернаторы провинций вы­страивались в очередь, чтобы выра­зить восхищение ее игрой и вру­чить цветы. Кое-кто из знатных ло­веласов успевал шепнуть на ушко очаровательной комедиантке льстивые слова и назначить место для свидания.

С тех пор по Парижу поползли слухи о неверности жены директора театра Пале-Рояль. Что они имели под собой почву, лучше всех знал Мольер: Арманда теперь по поводу и без повода исчезала из дома и воз­вращалась иногда за полночь в чьей-нибудь богатой карете...

Враги - а их у Мольера было так же много, как и друзей, - надеялись, что семейные неурядицы превратят его в этакого ягненочка. Но он не спешил оправдывать их расчеты. Как ни в чем не бывало писал острую са­тиру, держался весело, шутил напро­палую.

Тогда враги бросили против него испытанное оружие - клевету. Один из них, плохой актер и посред­ственный драматург Монфлёри, написал на Мольера донос Людовику XIV. Он утверждал, что Арманда во­все не сестра, а дочь Мадлен Бежар и... Мольера. Что может быть страш­нее обвинения в кровосмешении?! Мольер схватился за сердце, слег. Но надо отдать должное Людовику: он не поверил в эту ложь. Враги и завистники надолго прикусили свои злые языки...

Однако ветреное поведение Ар­манды продолжало ранить душу дра­матурга. Семейная драма на улице Ришелье грозила кончиться полным разрывом. Желая избежать этого, Мольер снял за городом дом и посе­лился в нем с дочуркой Эспри Мадленой. Он гу­лял с ней по цветущим паркам сто­личного предместья, писал одну за другой комедии (все больше похо­дившие на трагедии) и за бутылкой вина отводил душу с друзьями. При этом он почти каждый день бывал в театре, репетировал с труппой, вы­ступал на сцене, иногда - в паре с Армандой.

Многие его пьесы, написанные в те годы, настолько автобиографичны, что враги, читая их, злорадно посмеи­вались, а друзья плакали. Умнейший человек своей эпохи, он в то же время был наивен как ребенок: искренне ве­рил, что Арманда вот-вот одумается, и они снова заживут в любви.

После нескольких лет размолвки Жан Батист и его жена Арманда вновь стали жить вместе в доме на улице Ришелье.

Как и прежде, он занял вто­рой этаж, где располагал­ся его кабинет, а жена с малышкой Эспри Мадленой поселились внизу. В отличие от прежних дней, когда супруги, случалось, шумно вы­ясняли отношения, теперь в доме стояла благостная тишина. Но для Мольера она была еще тяжелее бы­лых ссор.

Согласившись жить с му­жем под одной крышей, Арманда и не подумала изменить свое поведе­ние. Новым стало лишь одно: теперь, уходя куда-нибудь из дома, она сооб­щала супругу, где, в какой компании и с кем намерена провести время...

17 февраля 1673 года Арманда поднялась наверх к мужу, дробно, точно кастаньетами, простучав каблуками по ступенькам винтовой лестницы.

- Жан Батист, я ухожу... - нехотя известила она.

В другую пору их супружеской жизни жена тоже приходила сюда, но поступала иначе: тихо подкрав­шись к погруженному в сочинитель­ство Мольеру Арманда со спины порывисто обнимала его и особым смешком в ухо давала понять, что со­всем не прочь заняться с ним любо­вью.

В этот раз Арманда тоже зашла со спины, но даже на расстоянии ощущалось исходящее от нее равно­душие.

- Далеко собралась? - спросил Мольер.

- К знакомым. На чай...

И перед тем как уйти, Арманда всегда заводила неприятные разго­воры, припоминая Мольеру сущест­вующие и несуществующие грехи. О том, что дело не ограничится чаепи­тием у знакомых, красноречиво сви­детельствовал наряд Арманды: рос­кошное вечернее платье с глубоким вырезом, ожерелье из черного жем­чуга, множество перстней на паль­цах. Для обручального кольца среди них места не нашлось...

- Ты идешь одна?

- Сам когда-то говорил, что мы не обязаны отчитываться друг перед другом.

- Вернешься поздно?

Она неопределенно повела густо напудренными плечами и выбежала из кабинета. Снова, точно кастанье­ты, простучали ее каблуки. Мольер некоторое время подержал перо в чернильнице, а затем в сердцах от­швырнул его в сторону и устало уро­нил курчавую, но уже с проседью го­лову на неоконченную рукопись очередной пьесы...

Из всех женщин, которых он лю­бил в своей жизни, ему досаждала од­на Арманда. С остальными он пре­красно ладил и даже после расстава­ния оставался их добрым другом.

Из любви к искусству

...В тот день, кроме Арманды, на­верх к Мольеру поднялся еще один человек, молодой актер его театра по фамилии Барон.

- Мишель?! - удивился Мольер. - Я-то думал, что ты в это время вместе с Армандой где-то распива­ешь чаи.

- Увы, мэтр, - с кислой гримасой признался актер. - Я в немилости у вашей госпожи.

- Опять?! - горько усмехнулся Мольер.

Этот молодой человек был многим обязан ему. В свое время Моль­ер, угадав в мальчишке недюжин­ные актерские способности, взял его в свою труппу и обучил секретам сценического мастерства. Как и некогда «мадемуазель Мену», юный Барон вскоре стал любимцем труп­пы и театральной публики. Это сильно не понравилось молодой жене Мольера: она привыкла, чтобы все восхищались только ею.

Арман­да буквально возненавидела смаз­ливого юнца и однажды даже уда­рила его по лицу. Мишель был вы­нужден уйти из труппы. Через не­сколько лет он вернулся в Пале-Рояль, но это был уже другой человек: великолепный актер, красавец. И вот тогда Арманда резко изменила свое отношение к нему. По Парижу поползли слухи.

Арманду и Мишеля видели вместе - гуляющими по Булонскому лесу, на светских вече­ринках, балах-маскарадах. Друзья советовали Мольеру как можно ско­рее выдворить неблагодарного Ба­рона из театра, но, кажется, они плохо знали своего друга. Ведь ради театра Мольер шел на любые жертвы: терпел капризы и поучения ко­роля, оскорбления и интриги при­дворных вельмож, задетых какой-нибудь его комедией, пасквили пи­шущей братии...

Ради театра он ос­тавил в труппе не слишком-то ще­петильного, но на редкость талант­ливого актера.

И вот теперь, отметил про себя Мольер, его жена в романе с этим красавцем, как видно, поставила точ­ку. Скорее всего, нашла другого по­клонника.

- Надеюсь, ты пришел ко мне не для того, чтобы я похлопотал за тебя перед госпожой? - мрачно спросил он.

- С какой стати? - замахал рука­ми Мишель. Судя по всему, немилость госпожи нисколько не опечалила его. - Нет, я по другому поводу. Вы сегодня играете в «Мнимом больном». Не мо­гу ли я заменить вас в роли Аргана?

- По-твоему, я уже не гожусь для нее?

- Ну, вы и скажете, мэтр! - Ми­шель был искренним человеком. - Вы первый актер Франции, и лучше вас никто не сыграет эту роль. Но, знаю, вам сильно нездоровится.

Словно в подтверждение его слов Мольер зашелся кашлем.

- Ты прав: лучше меня никто не сыграет Аргана... - сказал он, когда приступ кашля прошел. - А знаешь почему? Играя этого зануду, я играю самого себя. Да, мне иногда бывает худо. Но зачем днем и ночью тря­стись за свою жизнь, из-за каждого чиха превращать ее в кошмар для себя и своих близких? Даже если ты умираешь, будь любезен не делать из этого мировой трагедии...

- Храни вас Бог, мэтр! - восклик­нул Мишель. - В жизни вы нисколь­ко не похожи на Аргана. Из всех на свете, кого я знаю, вы самый весе­лый, самый мужественный, самый...

- Прекрати... Лучше спустись вниз и попроси прислугу принести сюда обед для нас двоих. Уже вдо­гонку Мольер крикнул:

- И обяза­тельно бутылку Мерло!..

Ми­ленький, как ты мог?..

17 февраля 1673 года комедия «Мнимый больной» шла в четвертый раз. Играя роль Аргана, параноически мнительного господина, Мольер пре­взошел самого себя. Какой-то зритель на галерке, забыв, что он находится в театре, так возмутился, сколь безза­стенчиво обирают мнимого больного врачи-шарлатаны, что дал совет Аргану немедленно гнать их в шею!

-8

Когда герою Мольера нужно было произне­сти всего одно слово, актер вдруг побелел и зашатался, хватаясь за горло. Многие от восторга перед такой иг­рой даже привстали. Но, пожалуй, лишь один Мишель, наблюдавший за игрой учителя из-за кулис, догадывал­ся, что мнимого больного играл смер­тельно больной человек.

-9

Еле дотянув до конца спектакля, Мольер убежал со сцены. Хлынувшая горлом кровь залила белую манишку его театрального костюма. Мишель на руках вынес мэтра на улицу и, на­няв карету, крикнул кучеру:

- Скорее на улицу Ришелье!

-10

Но было уже поздно. Около полу­ночи Мольер умер. Две черные мо­нашки, забредшие в дом в этот позд­ний час, закрыли ему глаза. Послед­ней пришла Арманда. Она не сразу поняла, что случилось.

- Жан Батист! - придя в себя, не своим голосом закричала она. - Ми­ленький, как ты мог?..

-11

В те времена во Франции сущест­вовал закон, запрещавший хоронить комедиантов по церковному обряду. Считалось, что они - слуги нечис­той силы. Правда, этот закон на пра­ктике уже давно не применялся. Но когда умер Мольер, о нем разом вспомнили все его враги. Противо­стоять могущественным недругам Мольера никто не решился - никто, кроме Арманды.

-12

Это, кстати, многих удивило: женщина, не щадившая му­жа при жизни, оказалась единствен­ной, кто встал на защиту его доброго имени. Арманда упрашивала архиепископа Парижа сделать для покойного Мольера исключение и похоро­нить его как христианина. Церков­ный владыка ответил отказом. Тогда она прорвалась к королю. Людовик XIV, к тому времени охладевший к балету, выслушав ее, театрально раз­вел руками:

- Мадам, сочувствую вашему го­рю. Но даже я не могу приказать ар­хиепископу!

В этот момент он чем-то напомнил Арманде мольеровского Тартю­фа. Объяснять королю, сколь много ее муж сделал для Франции как писа­тель и актер, не имело смысла: ум­ный, но холодный Людовик и без нее это знал. Тогда она выдвинула другой аргумент.

- Ваше величество, но вы не мо­жете допустить, чтобы вашего комедиографа как собаку зарыли, где попа­ло!

- Ах, да! - вынужден был согла­ситься король. - Пожалуй, в этом вы правы!

- И если вы не можете приказать архиепископу, то попросите его.

- Мадам, я сделаю все зависящее от меня...

В результате Мольера похоронили на кладбище Сен-Жозер, без осо­бой, впрочем, торжественности.

ЛИТЕРАТУРА:

Его труды:

1. Мольер. Ж.-Б. Тартюф. Дон Жуан. Мещанин во дворянстве.- М.: «Вита Нова», 2013. - ил.

О нем:

1. Бордонов Ж. Мольер/Жорж Бордонов/Пер. с фр. С.И. Великовского, Ю.А. Гинзбург. - М.: «Искусство», 1983. - 415 с., 15 л.ил., 1 л. портр., Хронолог. табл.: Стр. 368-380; Примеч.: Стр. 381-394; Указ. имен: Стр. 395-413; Указ. пьес: Стр. 414,в пер. - (Серия «Жизнь в искусстве»).

2. Бояджиев Г.Н. Мольер: Исторические пути формирования жанра высокой комедии. -М., 1967.

3. Булгаков М. Жизнь господина де Мольера. - СПб, Азбука-классика, 2009.

4. Гликман И.Д. Мольер: Критико-биогр. очерк /Исаак Давидович Гликман; Худож. Н.Львова. - Л. : Худож. лит., 1966. - 279 с. : 1 л.портр. - 0р. 62 к.,в пер

5. Иванов И. Жан Батист Мольер: трагедия комедианта/ Иван Иванов// Караван историй. - 2006.- №11.- Стр. 388-401.

6. Мокульский С. С.Мольер/ Стефан Стефанович Мокульский. - 2-е изд., испр. - СПб.: «Планета музыки», «Лань», 2011. - 491 с., ил. - (Серия «Мир культуры, истории и философии»).

7. Мольер. Пьесы; Критика и комментарии; Темы и развёрнутые сочинения; Материалы для подготовки к уроку/ Сост. и коммент. Н.Я. Мировой. М., 1997.
8. Мори К. Мольевр/Кристоф Мори/ Пер. с фр. Е.В. Колодчиковой.- М.: Молодая гвардия, Палиппест, 2011 - 320 с. - (Серия «Жизнь замечательных людей)

9. Мультатули В.М. Мольер: Биогр.: Пособие для учащихся /Валентин Михайлович Мультатули; Худож. Е.М. Таранова. - Л.: «Просвещение», 1970. - 127 стр.: 4 л.ил. - Библиогр.: Стр. 124-125. - (Серия «Биография писателя»).

-13

См. https://vk.com/album-46420619_282464498- фотоальбом «Жизнь господина де Мольера» (фоторепортаж после мероприятия)

-14

11. 01.22. Россинская Светлана Владимировна, гл. библиотекарь библиотеки «Фолиант» МБУК «Библиотеки Тольятти»; 30-78-00;
e-mail:
rossinskiye@gmail.com; Страница группы Вконтакте http://vk.com/library_foliant