Глава 1. Улучшение политической системы России.
§ 4.5. В соответствии с Конституцией России Совет Федерации является представительным и законодательным органом, который утверждает законы, принятые Госдумой, а также принимает решения по ряду вопросов, в их числе: изменение границ между субъектами России, использование Вооруженных Сил России за границей, введение в стране военного или чрезвычайного положения и отрешение Президента России от должности.
Согласно статье 95 Конституции России в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта России: один от законодательного и один от исполнительного органа региона. С 2020 года сенаторами могут стать бывшие Президенты России и 30 представителей от Российской Федерации, назначаемых Президентом РФ, причем семь из них назначаются пожизненно.
То есть в России существует двухступенчатая системы избрания членов Совета Федерации. Сначала граждане избирают депутатов региональных органов власти, которые затем выбирают сенаторов верхней палаты российского парламента. Многоступенчатые избирательные системы применялись в 18-19 веках и в странах с авторитарными режимами. В 21 веке в демократических государствах выборы в несколько ступеней используются очень редко.
Например, так до сих пор избирают Президента США. Американцы голосуют за выборщиков от каждого штата, а те уже выбирают первое лицо страны. На закате советской эпохи выборы тоже стали непрямыми. Население избирало 2250 депутатов Съезда Народных Депутатов СССР, которые избирали членов Верховного Совета СССР. Сегодня такая схема выборов является анахронизмом.
Отказываясь от процедуры прямых выборов государство показывает, что оно не доверяет своим гражданам, считает их не готовыми для участия в политической жизни. Сегодня в России из 650 членов Федерального Собрания (450 депутатов Госдумы, 170 сенаторов Совета Федерации, по два от 85 субъектов Федерации, и 30 сенаторов, которые могут назначаться Президентом) лишь 225 депутатов избираются непосредственно гражданами страны.
В статье 8 Федерального Закона «О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 08.05.1994 сказано, что депутат Государственной Думы обязан поддерживать связь с своими избирателями. В отношении сенаторов такого требования данный закон не содержит. Когда сенаторы не чувствуют свою ответственность перед избирателями, решения Совета Федерации могут не совпадать с волей и настроениями граждан.
Положение Конституции России о том, что 30 сенаторов могут быть назначены Президентом России, также неудачно. Если исполнительная власть в лице Президента страны формирует власть законодательную, то нарушается принцип разделения властей. Возникает конфликт интересов, что ведет к укреплению исполнительной власти и умалению самостоятельности Совета Федерации. Назначенные Президентом сенаторы вряд ли будут голосовать за его отрешение от должности или лишение его неприкосновенности.
Если Совет Федерации является представительным органом, тогда неясно кого представляют сенаторы Президента, ведь Россия или федеральные власти не являются субъектом Федерации. Кроме того, происходит деление сенаторов на три группы. Есть сенаторы, которые избираются от регионов на срок действия их органов власти, есть сенаторы, назначаемые Президентом на 6 лет, а среди них назначаемые Президентом пожизненно. Такое явное неравенство между законодателями во многих развитых странах отсутствует.
В советское время аналогом Совета Федерации был Совет Национальностей Верховного совета СССР, который согласно статье 110 Конституции СССР 1977 года, избирался по норме:
32 депутата от каждой союзной республики,
11 от каждой автономной республики,
5 от каждой автономной области,
1 от каждого автономного округа.
С 1989 по 1991 года Съезд Народных Депутатов СССР избирал Совет Национальностей по другой схеме: 11 депутатов от каждой союзной республики, 5 депутатов от каждой автономной республики, 2 депутата от каждой автономной области и 1 депутат от каждого автономного округа. Подобное участие регионов в верхней палате парламента было оправданным из-за того, что сильно различается численность населения в субъектах России.
Следует вернуться к прямым выборам сенаторов Совета Федерации, и при этом учитывать численность избирателей, проживающих в каждом регионе. Поэтому можно предложить другой порядок формирования Совета Федерации, хотя это потребует изменения текста Конституции:
1) члены Совета Федерации избираются на 5 лет населением страны по одномандатным избирательным округам одновременно с избранием депутатов Госдумы по норме:
один сенатор от субъекта Федерации с населением до 1 млн. человек,
два сенатора от субъекта Федерации с населением от 1 до 5 млн. человек,
три сенатора от субъекта Федерации с населением свыше 5 млн. человек.
2) ввести конституционный запрет назначения сенаторов и депутатов Госдумы Президентом России, иными должностными лицами и государственными органами.
11.01.2022
Об изменении статуса Правительства России будет рассказано во вторник 18.01.2022 в 21-00 МСК.