Найти тему
Телепорт.History

Как был ликвидирован командующий УПА* Роман Шухевич

5 января 1950 года в селе Белогорща под Львовом при попытке задержания был убит командующий Украинской повстанческой армией (УПА) бывший офицер немецкой военной разведки Роман Шухевич. У Павла Судоплатова, который с февраля 1947 года руководил Специальной службой «ДР» (террор и диверсии) МГБ СССР, были давние счёты с ОУН*

21 октября 1933 года во Львове подручными Степана Бандеры был убит советский разведчик Андрей Майлов, работавший под прикрытием на должности секретаря консульства СССР. Он был давним другом Судоплатова, который даже назвал в память о Майлове одного из своих сыновей. Поэтому и приказ о ликвидации Евгения Коновальца в 1938-м, и борьбу с подпольем ОУН-УПА после 1944-го этот чекист воспринимал как что-то личное.

С 1944 года Народный комиссариат государственной безопасности (НКГБ) УССР в связи с активными действиями боевиков ОУН-УПА в тылу Красной армии и на освобожденной территории Украины приступил к проведению централизованного оперативного мероприятия «Берлога». Оно было направлено на поиск членов Центрального Провода (ЦП) ОУН* на Украине и лично Романа Шухевича, который с ноября 1943 года возглавлял Украинскую повстанческую армию — вооружённые отряды украинских националистов.

Кроме того, в июле 1944 года на I Большом сборе Украинской Главной Вызвольной Рады (УГВР) Шухевич был избран главой генерального секретариата УГВР, который позиционировался как «надпартийный предпарламент будущего Украинского государства», а в 1946 году получил от УГВР звание генерал-хорунжего УПА.

31 октября 1945 года на Романа Шухевича было заведено специальное разыскное дело «Волк». Такие же разыскные дела были открыты и на других членов ЦП ОУН: «Крысу» (Д. Клячкивский — «Клим Савур»), «Барсука» (В. Кук — «Лемиш»), «Бегемота» (Р. Кравчук — «Петр»), «Шакала» (П. Федун — «Полтава»), «Крота» (В. Галас — «Орлан»).

Важнейшие материалы этих дел направлялись в Центральный аппарат НКГБ (позже МГБ), а управления госбезопасности западных областей имели их дубликаты. В разыскных делах накапливались донесения оперативных источников, информационно-аналитические материалы, освещавшие тактику националистического подполья, подробности противоправной деятельности и личной жизни главарей ОУН, планово-отчётные документы о ходе их розыска, задержания или ликвидации.

С января 1947 года ещё один экземпляр этих дел имело и специально созданное в МГБ УССР Управление 2-Н, образованное в качестве главного подразделения чекистских органов по борьбе с националистами. Возглавлял Управление 2-Н заместитель министра госбезопасности республики, и он же руководил Оперативной группой во Львове — особом координационном центре всех акций против ОУН-УПА в регионе.

Управление 2-Н имело чёткую организационную структуру, в которой каждый орган отвечал за определённый участок: Первый отдел осуществлял поиск членов ЦП ОУН и основных краевых проводов, Второй вёл разработку низших проводов и «легальной сетки» ОУН, Третий отвечал за весь комплекс мероприятий по противодействию ОУН в восточных областях Украины, Четвёртый занимался оуновцами из числа мельниковцев и другими националистическими организациями, не подчинявшимися Бандере и Шухевичу. Однако последних было немного, и основные усилия были направлены именно на борьбу с бандеровцами.

Розыском лично Шухевича, с учётом большого количества схронов и конспиративных квартир ОУН в западных областях Ураины, занимались порядка 700-800 оперативных работников. При этом первоначальная информация о месте пребывания «Волка» поступала в Управление 2-Н трижды, однако всякий раз она оказывалась ошибочной, потому поиски продолжались.

Считается, что в начале марта 1950 года чекистам просто повезло, однако ситуация представляется не столь однозначной, ведь у Шухевича («генерала Чупрынки») был давний конфликт с ещё одним видным деятелем ОУН, впоследствии возглавившим УПА, — Василием Куком.

«Документальными данным установлено, — отмечало в одном из рапортов МГБ УССР, — что между Шухевичем и „Лемишем“ существуют серьёзные противоречия по организационным вопросам, которые вызвали личную неприязнь друг к другу».

Роман Шухевич, в частности, не одобрял проводимую руководителем Службы безопасности ОУН на Волыни «Смоком» с согласия Василия Кука «чистку», в результате которой было убито около 1000 националистов. Трения между лидерами подполья подтверждала также личная связная и любовница Шухевича Галина Дидык («Анна»). По её словам, «Лемиш» упрекал «генерала Чупринку» за недостаточную конспиративность и не желал его вмешательства в дела подконтрольных Василию Куку Волыни и Подолья.

Активные действия советских войск и спецслужб против структур ОУН вызвали разногласия среди лидеров националистов, к которым добавились и личные амбициозные противоречия между отдельными членами Провода ОУН(б) на Украине (группой Николая Лебедя, Василия Кука и Михаила Степаняка, с одной стороны, и Романа Шухевича, Дмитрия Клячкивского и ряда других членов Провода — с другой).

В частности, Шухевич ещё в мае 1943 года отстранил Степаняка от руководства подпольем Галичины, назначив вместо него своего ставленника Василия Охримовича.

Как сообщил на допросах арестованный 2 августа 1944 года УНКГБ по Ровенской области Михаил Степаняк («Лекс»), им лично, Лебедем и Куком была инициирована конференция руководителей ячеек ОУН в Волынской, Ровенской и Тернопольской областях. Некоторые участники конференции предложили отмежеваться от ОУН, объявить Романа Шухевича (бывшего капитана абвера и одного из командиров 201-го батальона немецкой полиции) главным виновником сотрудничества с Германией и вывести подполье упомянутых областей из-под руководства Провода ОУН.

При этом сам Кук в январе 1944 года года вёл с немецким командованием переговоры о ненападении, за что его тогда чуть не сняли с поста командира УПА «Юг».

На конференции было решено, что новое крыло национал-патриотического движения будет называться «Народно-освободительной революционной организацией», а ее программу поручили составить имеющему законченное юридическое образование «Лексу», чем он и занимался до ареста. О создании новой структуры сообщили руководителям местных звеньев ОУН Волыни, но в октябре 1944 года она самораспустилась.

Однако концом разногласий между лидерами ОУН и УПА это не стало.

Интересные свидетельства об отношениях между «генералом Чупринкой» и «Лемишем» дала в МГБ УССР ещё одна личная связная и любовница Романа Шухевича Екатерина Зарицкая:

«Шухевич хотя обычно и давал высокую оценку „Лемишу“ как энергичному и способному человеку, но всегда отмечал, что тот не умеет и не хочет с ним работать и всегда индивидуально решает все вопросы. В свою очередь, „Лемиш“ как организационный референт ЦП ОУН и руководитель оуновского подполья на Волыни, в Подольском крае и на Востоке всегда оберегал свои личные организационные связи на этой территории, при решении тех или иных вопросов избегал советоваться с Шухевичем и даже устранил его от участия в руководстве ...

Читайте продолжение на нашем сайте

*Деятельность организации запрещена в Российской Федерации.