Найти в Дзене
Время Романовых

Чёрный бал. Красивая месть русской императрицы.

26 января 1889 года в Аничковом дворце в Петербурге прошёл крайне необычный вечер. Казалось бы, чем может шокировать очередной бал, на котором присутствовала императорская чета и самые приближённые к ним лица? Такие встречи происходили с завидной периодичностью, отличаясь лишь тематикой и украшениями залов, что в этот раз может быть особо примечательного? Дело все в том, что само мероприятие было своего рода местью российской государыни обидевшим ее австрийцам, а все гости, присутствующие на нем, были одеты исключительно в чёрные траурные одежды. Зачем и почему? Сейчас узнаем.

Приходить на бал можно было только в черном. Это повелела лично императрица Мария Фёдоровна, причём сделала это буквально за три дня до назначенной даты. Из-за этого всем модницам того времени пришлось в кратчайшие сроки переделывать уже заготовленные платья или вовсе шить новые, что было тогда невозможной роскошью. Разрешалось, чтобы совсем не превращать праздник в траурную процессию, использовать бриллиантовые украшения, отсюда и пошло название бала - Чёрный бал с украшениями.

Мужчинам в этом плане было гораздо проще: чёрные фраки, как и сегодня, были самым распространённым вариантом, «живой классикой». Так что им переделывать ничего не пришлось. Но почему же государыня приняла такое решение?

Надо отметить, что Мария Фёдоровна, большая любительница балов и танцев, до этого уже устраивала и розовые, и голубые, и зелёные вечера. Но чёрный никогда не использовался нигде, кроме траура. Так что причина должна была быть явно весомой.

Это событие наделало много шума, как в России, так и в Европейских государствах. Гадать особо долго не пришлось - все говорили, что этот бал стал изощренной местью российской императорской семьи австрийскому двору. Отношения Российской и Австрийской империй тогда были весьма натянуты, причём длилось это напряжение уже не первое десятилетие.

-2

Последней каплей для Марии Фёдоровны стало пренебрежение австрийцами траура по случаю смерти старшего сына Александра II, ее первого жениха. По международным канонам, после смерти кого-либо из представителей европейской правящей династии в столицах дружественных держав (а никакой войны с Австрией тогда не шло) объявлялся траур, отменяющий все увеселения. Австрия же организовала в это время в стране масштабные празднества и гуляния. Принцесса Дагмар, будущая Мария Фёдоровна, тогда не стала бурно реагировать, но, как мы видим, обида крепко в ней засела.

Разумеется, австрийская аристократия тогда не могла предвидеть, что убитая горем юная Дагмар через полтора года выйдет замуж за младшего брата своего покойного жениха - Александра, через 15 лет станет императрицей Марией Фёдоровной, а ещё через 8 - изысканно отомстит Австрии за неуважение и к России, и к её личной жизни.

-3

В январе 1889 года императорская семья готовилась к открытию очередного сезона балов, когда из Австрии пришла новость о «Майерлингской трагедии» – погиб 30-летний кронпринц Рудольф. Его нашли вместе с 17-летней любовницей с простреленными головами. По официальной версии, Рудольф, якобы страдавший психическим расстройством, сначала убил любимую, а затем покончил с собой. Хотя истинные обстоятельства их смерти до сих пор остаются загадкой.

Российская императорская семья, как и все монаршие дома Европы, должна была высказать соболезнование и в знак уважения отменить в стране все развлекательные мероприятия. Однако Мария Федоровна уже разослала приглашения на Рождественский бал и отменять их не захотела. Она решила провести праздник, включив в него траурный колорит. Бал не был отменен, дамам и господам лишь было предписано явиться в черных нарядах. Ее Величество также рекомендовала всем женщинам непременно надеть сверкающие бриллиантовые украшения.

Очевидцы были поражены красотой происходящего: в белоснежном концертном зале дворца кружились в вальсе элегантные дамы в чёрном. Траурные платья восхитительно оттеняли бледную кожу, а драгоценности на фоне чёрной ткани сияли ярче, чем когда-либо. И только из большого соболезнования русские дамы отплясывали исключительно под венские вальсы.

-4

Сама же императрица появилась на балу в платье, буквально усыпанном бриллиантами. Присутствующие сравнивали её с Царицей Ночи. 

Разумеется, Европа тут же осудила «кощунство» российского двора и расценила это как неофициальный политический акт непокорности. Но, думается мне, Мария Фёдоровна тогда ощущала лишь внутреннее удовлетворение.