Найти тему

Как православная церковь относится к разводам?

Как и обещала в предыдущей публикации о черных и белых священниках, сегодня поговорим об отношении Церкви к разводам.

Разводы - наша реальность. Не буду углубляться в статистику, их много. Вот и задалась я вопросом, как же так, вроде многие тянутся к Вере, к Богу, а разводов меньше не становится.

Сегодня обсудим отношение Русской православной церкви к разводам и последующим бракам.

Из открытых источников.
Из открытых источников.

И первый закономерный вопрос - нужно ли относиться ко второму супружескому союзу как к греху, коль скоро первый неудачный брак не был освящен Церковью, совершался вне ее таинств?

Ведь в Евангелии (см. Мф. 5, 32), написано, что вступающий во второй брак совершает прелюбодеяние…

Строгая заповедь, что тут скажешь. Но, не всё так однозначно. Современная церковь дает нам шанс.

А именно - не нужно относиться ко второму супружескому союзу как к греху, коль скоро первый неудачный брак не был освящен Церковью. То бишь , совершался вне ее таинств.

Слова Христа относятся именно к законным, то есть освященным Церковью бракам.

Правда, не нашла ответа на вопрос, а если разводов было несколько?

Ну, хорошо, один раз допускается споткнуться о грабли, а если некоторые из нас на них, то бишь на граблях, танцует? Да ещё зачастую, пожизненно?

Неужели покаяние, молитвы помогут очистить душу от греха? Не знаю, мне как-то этот аспект остался не понятным. А вам?

Да, хочу прояснить свою позицию. Для меня понятие брак - это брак, скрепленный, как минимум государством. А все остальное сожительство. Точка.

Можете не соглашаться со мной, это ваше право. Как и мое право иметь собственную точку зрения по этому вопросу.

Из открытых источников.
Из открытых источников.

Жестко сказано. По форме жестко, а по сути - точно.

Так вот, вернусь к нашим баранам, а точнее, к теме разводов.

Перерыла кучу материала, однозначного, прямого ответа на этот вопрос не нашла.

Поняла только, что для священства темы разводов не существует. Там брак навечно, без права на ошибку. И для вступающих в брак ь Церковь непременно требует непорочности — так сказано у апостола Павла в его пастырских посланиях.

А нам остается удел кающихся грешников. И упование на милосердие Божие. Ведь в Писании говорится:

Беспредельно милосердие Божие к кающемуся грешнику. Нет такого греха, который бы не простил Господь Своему созданию.

Я когда готовила этот материал, просто впала в ступор. Оказывается, многие священники советуют поступить по апостолу Павлу. Как?

«…Лучше вступить в брак, нежели разжигаться» (1 Кор. 7, 9).

Оказывается брак для христианина с точки зрения Церкви является надежной пристанью целомудрия, войдя в которую он будет избавлен от прелюбодейства.

И поэтому натуру пылкую, страстную, воспламеняющуюся рекомендуют предохранить от падений, благословив вступить в законное супружество, нежели, «перетянув узду», невольно стать причиной ее окончательного крушения и погибели.

Вот это да! А как же чувства? Неет, у меня не ступор от этой логики, у меня элементарный когнитивный диссонанс, вы уж меня простите.

Видимо я ещё не достигла такого уровня развития, чтобы не только принять, но и понять такую логику.

Это же чистейшей воды фарисейство. И да, я не понаслышке знаю о чувстве долга.

Я здесь про то фарисейство, когда глаза на человека не смотрят, а с ним надо делить кров и не толькокров, но и ложе...

Я понимаю и принимаю, что совсем не обязательно к браку идти методом проб и ошибок. Ок.

Но читаю рассуждения служителей церкви и диву даюсь:

Вольное, распущенное поведение с лицами иного пола несовместимо с чаянием истинного супружеского счастья.
Человеку, много испытавшему, но обретшему примирение с Господом чрез искреннее покаяние и исправление жизни, нужно непрестанно благодарить Бога за Его милость и не допускать даже помысла сомнения или ропота, коль скоро не сбываются наши планы «свить супружеское гнездо» уже под сенью Православной Церкви.
Господь знает нас лучше нас самих. Если и волосы наши сочтены Его божественным всеведением и ни один из них не упадет без воли Небесного Отца, тем паче в Его ведении и власти вопрос нашего определения в личной жизни.
«Господи, благодарю Тебя за то, что есть у меня, и трижды — за то, чего у меня нет…»
Умение с детской доверчивостью отдаться воле Господней, пребывать в благодушии, когда невеселые помыслы об ушедшей молодости нет-нет да внедряются в сознание одинокого человека, мужественное сохранение себя от греха во славу Спасителя, изведшего нас из преисподней, — вот те черты духовной зрелости, которые позволят нам всегда остаться молодыми.

То есть, смиренно воспринимать свое одиночество? Это как возможно?

Я понимаю, что только в сказках "они жили долго и счастливо и покинули этот мир в один день", а в реальной жизни у всех всё по разному.

В Евангелии от Матфея есть строки, о которые я реально споткнулась:

И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею?
И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть.
Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.
Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею?
....Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так; но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, [тот] прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует.
Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться. Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано (Мф.19, 3-11).

Жду ваших мнений, рассуждений. Среди моих знакомых нет венчанных. Странно, но, похоже мое окружение - люди совестливые. Или неуверенные в своих половинках?

Сложная тема для меня оказалась. Церковных браков среди моих знакомых нет. А разведенных - каждый второй.

Ну, и ещё картинка, для затравки, так сказать...

Из открытых источников.
Из открытых источников.

Ну, и с вашего позволения, ещё одна картинка.

Из открытых источников.
Из открытых источников.

Каюсь, для меня повиновение и моя природная вредность вещи несовместимые.

И я ни разу не кичусь этим, упаси Боже. Я просто констатирую такую особенность моего характера.

А для вас с повиновением как? Получается?

Жду ваших мнений, рассуждений.

В следующей статье вас ждут очень интересные факты о наших патриархах. Заходите на канал, надеюсь, смогу удивит вас.

И традиционно ссылки на мои публикации:

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц