Существует еще одна классификация читателей жанровой литературы: собиратели книжных циклов и те, кто их стоически избегает. Я отношусь к первой категории скорее из практичных соображений - если в цикле насчитывается более трех романов, вероятность нарваться на шлак закономерно снижается. Запуск продолжения какого-либо романа свидетельствует о том, что книги окупаемы, иначе в наш материальный век с ними не связался бы ни один издатель в здравом уме. Основной аргумент противной стороны(антицикловиков) заключается в том, что последующие книги любого цикла становятся со временем хуже/проще/скучнее предыдущих. Здесь тоже есть своя правда, как и исключения - к примеру, поздние романы серий Ю Несбё про Харри Холе, Питера Джеймса про Роя Грейса, Франка Тилье про комиссара Шарко объективно сильнее ранних. Когда цикл начинает буксовать, я с ним расстаюсь без сожаления - копить на полках макулатуру чисто по причине перфекционизма сейчас непозволительная роскошь, а потому редкая серия в моей библиотеке перешагивает рубеж в десять томов. Подобные примеры можно перечесть по пальцам одной руки, и сегодня я рассажу про своего личного рекордсмена - цикл "Старший инспектор Арман Гамаш" канадской писательницы Луизы Пенни, состоящий на данный момент из шестнадцати романов.
Романы Луизы Пенни уже много лет издает "Азбука" в изящных пасторальных суперобложках, которые идеально вписываются в любую библиотеку. Тиражи у них приличные, а многие книги цикла отыскать проблематично, что свидетельствует о наличии определенного круга постоянных читателей, покупающих романы про Армана Гамаша на автомате. Луиза Пенни в своем цикле чтит традиции "Золотого века" и работает в жанре осовремененного герметичного детектива. Расследование здесь первостепенно, преступления изобретательны, орудия убийств нетривиальны, а интрига раскрывается на последних страницах, если не строчках. Действие большинства романов происходит в Монреале и небольшой деревушке "Три сосны", где поселились основные действующие лица. Старший инспектор полиции Квебека Арман Гамаш - персонаж для современного детектива нетипичный; он не пьет и не колется, не страдает депрессией и кошмарами, не прыгает каждую ночь из койки в койку. Он умен, вежлив, спокоен, многие годы живет в счастливом моногамном браке и нянчит внуков. Его правая рука - Жан Ги Бовуар, неудачливый полицейский, которого Гамаш забрал к себе из отдела по поиску пропавших вещей. Его левая рука - Изабель Лакост, чудаковатая сотрудница полиции, разговаривающая с трупами жертв на местах преступления, в которой Гамаш разглядел особый потенциал и пригласил в свой отдел убийств. Помимо этих трех центральных героев, большое внимание уделяется жителям деревни "Три сосны" - странноватой художнице, чернокожей хозяйке книжного магазина, однополой паре, содержащей бистро и гостиницу, престарелой сумасшедшей поэтессе с ручной уткой на руках.
Книги Луизы Пенни подобны ее персонажам - они слегка "с чудинкой", но в меру правильные и позитивные. При этом в них не обнаружено нравоучительных посылов или повелительного наклонения. Здесь в равной мере соседствуют традиционные семейные ценности и толерантное отношение к сексуальным и национальным меньшинствам, безграничная любовь к животным и природе(есть даже лесник, который слышит стоны больных деревьев и лечит их), обескураживающая доброта и абсолютное зло. Сам Арман Гамаш на протяжении всего цикла находится под постоянный прессингом общества. Он взбирается наверх, проделав путь от рядового инспектора до начальника полиции Квебека, а потом с грохотом падает вниз, превращаясь в изгоя и отщепенца. Он сдает своих коррумпированных коллег, из-за чего наживает кровных врагов в собственном ведомстве. Он проводит неудачную операцию, в которой гибнут его подчиненные - видео операции незамедлительно сливается в сеть, и всех собак опять вешают на Гамаша. Еще одно патовое задержание приводит к тому, что улицы Монреаля наводняются дешевыми наркотиками, а виновным вновь выставляют Гамаша, тем самым настроив против него всю провинцию Квебек. Но Гамаш не унывает - он гуляет по сказочной красоты деревушке, пьет кофе в бистро у камина, обсуждает поэзию и живопись, отстраняясь от информационного давления в своем маленьком мирке.
Я не вижу смысла останавливаться отдельно на каждой книге, скажу лишь, что своим фаворитом считаю девятый роман "Время предательства". В нем замыкаются несколько побочных сюжетных линий цикла(помимо невзаимосвязанных расследований в каждом отдельном романе, в серии присутствуют сквозные), поэтому на контрасте книга кажется наиболее насыщенной и драйвовой. Потом в творчестве писательницы наблюдается спад - это, как мы выяснили, вполне себе привычная картина. Когда я оставлял отзыв на пятнадцатый роман "Очень храбрый человек", невзначай обмолвился, что с циклом пора прощаться. Он изжил себя. Старые персонажи не развиваются и набили оскомину, новых на горизонте не видно, локации приелись. Последнюю книгу "Все дьяволы здесь", вышедшую в начале зимы, я целенаправленно покупать не планировал - тупо добил ею на безрыбье общую сумму до нужной скидки. А в итоге получил себе в библиотеку лучший роман серии.
Все дьяволы здесь. 2020.
Луиза Пенни, видимо, услышала мой бубнеж и перенесла действие за пределы Квебека. Арман Гамаш приезжает в отпуск в Париж, где живут его дети, и по традиции встречается там со своим крестным отцом. Крестный Гамаша - миллиардер Стив Горовиц. Он уже в солидном возрасте, но всегда отличался не только склонностью к авантюрам и разоблачениям, но еще резвостью и ясным умом, а теперь какой-то отстраненный, постоянно темнит и секретничает, говорит намеками. Гамаш не придает этому особого значения до тех пор, пока Горовица не сбивает машина. Отвергая версию о несчастном случае, Гамаш при поддержке своего старого приятеля(высокопоставленного полицейского), начинает параллельное расследование, которое приводит к трупу незнакомца, обнаруженного в квартире Горовица, а также огромному количеству новых вопросов и непоняток. И это незамысловатое расследование постепенно раскручивается до такого зубодробительного кипиша, что к концу книги слюна во рту закипает. Совершенно непохожий, нестандартный, выбивающийся из общего цикла роман. Я никак не ожидал от автора камбэка и был приятно озадачен.
Рейтинг романа по версии crime fiction: 0 из 5
Fейк Fакт: В 2022 году анонсирован детективный роман Билла Клинтона, написанный в соавторстве с Луизой Пенни. Это второй остросюжетный роман экс-политика(первый создан в соавторстве с Джеймсом Паттерсоном) о невероятных приключениях вице-президента США Хикса и его спичрайтера Уотсона.
#современный_детектив_crime_fiction