В зависимости от того, кого вы спросите, взаимозаменяемые токены - это либо будущее искусства и революция в самой концепции собственности, либо экологически разрушительная причуда, которая созрела для насмешек.
Но с учетом транзакций на десятки миллиардов долларов, корпораций, прыгающих на постоянно растущую подножку, и награды "слово года", нельзя отрицать, что NFT оставили свой след. Хотя вопрос о том, хорошо это или нет, остается открытым, по мнению многочисленных художников, создателей и разработчиков, NFT только "набирают обороты".
Это означает, что как максимумы, так и минимумы, связанные с NFT 2021 года могут быть разрушены в следующем году. Как именно выглядит это разрушение, все еще остается открытым вопросом, но, если верить мнению инсайдеров, в 2022 году NFT будет еще труднее игнорировать.
Подготавливая почву
Но сначала основы: что вообще такое NFT?
В то время как технически несменяемые токены датируются 2014 годом, криптопанки и криптокиты 2017 года лучше отражают начало нынешнего взрыва. В то время как эти проекты связаны с искусством, пикселизированными "панками" и рисунками котят, соответственно, NFT - это нечто большее, чем любое искусство или объект, с которым оно связано. Как объяснил Ли Аззарелло, бывший аудитор безопасности смарт-контрактов Ethereum и художник - несменяемый токен, как правило, представляет собой “смарт-контракт на блокчейне Ethereum, в котором содержатся некоторые метаданные”. Эти метаданные, которые могут буквально состоять из нескольких строк текста, описывают или иным образом указывают на соответствующее произведение искусства или предмет, о котором идет речь.
Вот пример того, как выглядят эти метаданные в случае NFT Grumpy Cat, который был продан за 44,20 эфира весной 2021 года.
Людей иногда сбивают с толку NFT, потому что они предполагают, что в них должно быть что-то большее. За некоторыми редкими исключениями, такими как КриптоПанки, которые по состоянию на август 2021 года фактически хранили соответствующие произведения искусства в блокчейне.
Тем не менее, относительно простой акт сопоставления данных по цепочке с объектом в реальном мире зарекомендовал себя как мощная и популярная идея. Согласно Chainalysis, который проанализировал использование торговых площадок NFT в своем отчете NFT за 2021 год, веб-трафик на такие рынки, как OpenSea, поступает со всего мира, с концентрацией в Центральной и Южной Азии, Северной Америке, Западной Европе и Латинской Америке.
У мира есть причины обратить на это внимание, и не только из-за таких транзакций, как "Каждый день" Бипла: Первые 5000 дней", NFT, который в марте 2021 года был продан за 69 миллионов долларов. То, что так много денег переходит из рук в руки, привлекает мошенников, сомнительных влиятельных лиц и людей за кулисами, желающих участвовать в предполагаемой инсайдерской торговле.
Это также привело к некоторым довольно грандиозным обещаниям.
Ожидания
Если 2021 год был годом, когда широкая общественность начала обращать внимание на несменяемые токены, то те, кто глубоко вовлечен в NFT, говорят, что 2022 год станет годом, когда мир не сможет отвести взгляд.
Что именно это значит? По словам Алекса Сальникова, соучредителя и руководителя отдела продуктов NFT marketplace Variable, для начала это означает все большее вовлечение бренда.
"Массовое внедрение идет по восходящей траектории, поскольку мы приближаемся к 2022 году, поскольку мы уже видели, как глобальные организации, такие как Visa и Twitter, выпускают NFT или покупают их в качестве инвестиционных предметов, в то время как Adidas построила свою последнюю маркетинговую кампанию вокруг тенденции метавселенной, которая включала партнерство с сообществами NFT и подставными лицами", - объяснил он по электронной почте. "Эти бренды подают пример организациям во всем мире, которые ищут новые способы общения и привлечения постоянных фанатов, доказывая, что NFT являются эффективным способом сделать это".
Хотя можно было бы ожидать, что соучредитель рынка взаимозаменяемых токенов будет настроен оптимистично в отношении NFT, Сальников не единственный, кто описывает отрасль как находящуюся на зарождающейся стадии. Дилан Родс, исполнитель звукозаписи, который в 2019 году выпустил альбом на тему криптовалюты, получивший название Crypto Rich, объяснил, что в то время как 2021 год был посвящен демонстрации того, что возможно, 2022 год - это работа с ним.
"Большая часть капитала находится в стороне, все еще пытаясь понять NFT, но 2021 год заставил инвесторов настроиться", — пояснил он. "Мы увидим, как в 2022 году появятся такие категории, как музыка, поскольку цифровые активы на миллиарды долларов будут построены поверх нынешней музыкальной индустрии".
Больше, чем просто картинка
Несменяемые токены, несомненно, являются крупным бизнесом и культурной силой. Скептикам не нужно заглядывать дальше фотографий профиля знаменитостей в Твиттере, таких как Джей Зи и Стеф Карри, чтобы увидеть, как NFT уже стали цифровыми аватарами.
Но, по большей части, NFT также до этого момента рассматривались как статические цифровые объекты — токены, представляющие произведения искусства или цифровые товары, которые обмениваются взад и вперед за, казалось бы, постоянно растущие суммы денег.
Однако, если верить инсайдерам отрасли, это не продлится долго.
Переменные Сальников предсказывает, что в 2022 году NFT продолжат перетекать в реальный мир.
"Мы также наблюдаем увеличение числа NFT, предлагающих разблокируемые возможности для фанатов, что означает, что когда вы покупаете NFT, он поставляется с бонусной функциональностью", - заметил он. "Это, скорее всего, произойдет в 2022 году, поскольку все больше брендов и общественных деятелей стремятся установить контакт с аудиторией".
Сальников указал на the Coca-Cola Boys от French Montana drop, где каждый NFT включал в себя какой-то физический предмет или опыт, например, подписанную физическую обувь или вечер с French Montana, в качестве примера.
Если верить энтузиастам NFT, реальный опыт, связанный с NFT, - это только начало. Чтобы понять обещанный грядущий тектонический сдвиг, не нужно смотреть дальше другого модного слова 2021 года — того, которое дало NFT шанс заработать свои деньги: метавселенная.
Идея постоянного цифрового пространства или пространств, где люди (и бренды) могут взаимодействовать, была воспринята как техническими титанами, такими как Марк Цукерберг, так и теми, кто ежедневно работает с NFT. Одна из нынешних премьерных платформ метавселенной, децентрализованная и, построена поверх Ethereum и уже поддерживает Nfs.
"Некоторые из тем, которые я ожидаю увидеть в следующем году, - это развитие цифровой идентичности (от аватаров до цифровой моды), игры на блокчейне (играйте, чтобы зарабатывать, платформы метавселенной) и токены с реальной полезностью (события, физические + цифровые товары)", - предсказал он.
Зарождающаяся боль
Идея о том, что в 2021 году появятся взаимозаменяемые токены для gangbusters 2022, повторяется многими художниками, стратегами и разработчиками в космосе. В то же время история Nfs не всегда заканчивается долго и счастливо.
В то время как некоторым художникам удалось заработать тысячи или даже миллионы долларов, чеканя и продавая NFT, другие столкнулись лицом к лицу с менее привлекательной реальностью. Снова и снова в течение 2021 года иллюстраторы и создатели всех типов обнаруживали — часто слишком поздно — что кто-то взял их работы, отчеканил их и продал с большой прибылью. Аккаунт в Твиттере @NFTtheft документирует частоту подобных мошенничеств.
Дерек Лауфман, карикатурист и внештатный иллюстратор, работавший в Marvel, Warner Bros., Disney Publishing, Hasbro и Mattel, знаком с этой проблемой. По словам Лауфмана, его работы были украдены и отчеканены как NFT — по крайней мере, дважды.
Итак, видит ли Лауфман, профессиональный художник, что NFT в течение 2022 года превратится во что-то, что позволит таким иллюстраторам, как он, извлечь выгоду? Не совсем так.
"Платформы, которые являются "открытыми", будут по-прежнему наводнены украденными произведениями искусства, и, в конце концов, я думаю, что это просто вредит любой легитимности, которую могут иметь эти платформы", - объяснил он. "Художники по-прежнему будут теми, кто пострадает в результате кражи произведений искусства".
Лауфман - не единственный иллюстратор, который так думает. Джон Бандрик - художник, стоящий за проектом "Буддизм", который включает в себя ее создание (среди прочих работ) иллюстраций птиц. К сожалению, ее работа привлекла некоторое нежелательное внимание. В начале декабря Бедрок обнаружила, что кто-то смонтировал Nfs ее работы в Открытом море.
"Вам нужен оригинал моей работы? Напиши мне. Я не поддерживаю NFT", - написала она в то время.
Как и Лауфман, Будрок рассматривает NFT не как возможности для изучения в 2022 году, а скорее как последний вызов профессиональным художникам.
"Я здесь всего лишь микропредприятие", - отметила она в прямом сообщении в Твиттере. "У меня есть адвокат по интеллектуальной собственности, но это все равно что ударить крота. Как с сайтами печати по требованию, так и с NFT. Так много художников сталкиваются с этими проблемами".
В более широком смысле Будрок рассматривает кражу ее работы как подрыв всей предпосылки NFT. "Если вам не может быть гарантирована подлинность, - заметила она, - я не понимаю, почему люди хотят этим заниматься".
Действительно, то, что NFT способствуют краже и воспроизведению произведений искусства, похоже, подрывает само их ценностное предложение. Это не станет новостью для торговых площадок NFT, которые знают о проблеме, описанной Будроком и Лауфманом.
"Хотя создание и продажа NFT, как правило, является делом с низким уровнем риска, в этой сфере, как и в любой другой отрасли, существуют некоторые проблемы с недостоверностью", - отметил Сальников из Rarible. "В Rarible, хотя мы работаем на открытом рынке, у нас есть уникальная система проверки, позволяющая ограничить доступ к несанкционированному контенту. Непроверенные товары в настоящее время не отображаются в результатах поиска или в нашей ленте исследований, и пользователи предупреждаются, если они собираются приобрести предмет коллекционирования у непроверенного создателя или коллекции."
Другими словами, они работают над этим. Если NFT должны вызывать у креативного класса нечто большее, чем гнев и разочарование, эти рынки должны работать быстро.