Найти тему
Finversia

Женщины-трейдеры: больше патриотизма и веры в компетенции управляющих

Оглавление

Каждый второй клиент российского брокера имеет положительный счёт. Но чаще всего доходностью могут похвастаться женщины-инвесторы. Они также склонны покупать инструменты коллективного инвестирования и меньше доверяют иностранным ценным бумагам. Таковы некоторые результаты исследования Банка России.

В первый рабочий день 2022 года Банк России обнародовал результаты исследования портрета клиента российских брокеров на основе данных 29 ведущих брокеров. Было проанализирована информация по 14,7 млн физических лиц с совокупным объёмом брокерского портфеля в 6,2 трлн рублей.

Мужчины торгуют чаще

Доля мужчин в возрасте 20-40 лет составляет 64%, доля женщин в аналогичной возрастной категории – 55%. Выяснилось, что мужчина, в среднем, совершает по три сделки в месяц, тогда, как женщина – всего две.

Подавляющее количество клиентов во всех возрастных группах совершают не более 5 сделок в месяц, что подтверждает факт выбора большинством инвесторов стратегии buy and hold. При этом в возрастных группах 40–60 лет наблюдается пик торговой активности как по количеству «торговых» дней, так и склонности к совершению большего количества сделок в месяц.

Только 8% мужчин и 4% женщин совершают более 50 сделок в месяц. Количество дней в месяц, уделяемых совершению сделок, растет как у мужчин, так и у женщин примерно до 60 лет.

Чем больше размер, тем больше диверсификация

Количество инструментов в портфеле у мужчин и женщин одинаковое – по 6 позиций. Диверсификация портфеля увеличивается с возрастом клиента, достигая максимума в среднем по всем клиентам в возрасте 40–50 лет, после чего наблюдается снижение. При этом если рассматривать не только пол, но и размер портфеля, то наибольшая диверсификация внутри отдельных групп клиентов различного благосостояния приходится на клиентов в возрасте 30–40 лет. Наблюдается прямая зависимость между размером портфеля клиента и его диверсификацией: если в портфелях до 10 тыс. руб. в среднем находится два инструмента, то в наиболее крупных портфелях от 100 млн руб. – 18 инструментов, что логично, так как большой размер портфеля позволяет лучше диверсифицировать его.

Женский патриотизм

Мужчины склонны доверять иностранным ценным бумагам больше, чем женщины: доля иностранных инструментов в мужском портфеле составляет 40%, в то время, как у женщин – 36%. Наибольшая доля иностранных активов наблюдается у самых массовых с точки зрения количества клиентов категорий: у мужчин и женщин до 40 лет.

– Мужчины по сравнению с женщинами отдают большее предпочтение иностранным активам, что, вероятно, связано с их более выраженным предпочтением приобретать ценные бумаги более известных компаний, – делают вывод авторы исследования.

Объём портфеля не так сильно влияет на долю иностранных активов: в портфелях от 10 тыс. до 100 млн руб. она колеблется в пределах 40–44%. Низкая доля в портфеле до 10 тыс. руб. обуславливается тем, что данный размер портфеля не позволяет сильно диверсифицировать его, а низкая доля иностранных активов в портфеле более 100 млн руб., вероятно, объясняется наличием портфельных инвестиций в отечественные предприятия.

Мужчинам – акции, женщинам – фонды

Куда большие различия прослеживаются в выборе инструментов коллективного инвестирования. Лишь 45% мужчин имеют в портфеле такие инструменты. Но 52% – у женщин. Среди мужчин и женщин в возрасте 30–40 лет – наибольшая доля лиц, имеющих в своем портфеле хотя бы минимальную долю инструментов коллективного инвестирования. Среди клиентов в возрасте до 20 лет наблюдается максимальная доля лиц, в чьих портфелях инструменты коллективного инвестирования занимают более 90%. Вероятно, это связано тем, что представители данной категории, обладая портфелями минимального размера, активно используют сервисы автоматической подписки на приобретение паев за кешбэк.

Женские портфели доходнее мужских

Что касается доходности, то отличия тут минимальные, но всё же: 50,7% у мужчин и 51,5% – у женщин. В целом, несмотря на то что мужчины более активно торгуют, в большем объёме осуществляют маржинальные сделки, меньше интересуются инструментами коллективного инвестирования, доля мужчин с положительной доходностью немного меньше, чем женщин. Можно предположить, что основным фактором, определяющим доходность клиентского портфеля, является правильный выбор активов, а комиссии даже небольшого размера на длительном горизонте начинают оказывать влияние на доходность портфеля.

Любопытно, что женщины проигрывают мужчинам в группе «50-60» и «свыше 60» больше всего, однако в других категориях смотрятся лучше. В итоге, общий зачёт женской команды: +0,8 процентных пунктов.

С полной версией исследования можно ознакомиться здесь.

Москва.

Автор: Федор Чайка

Перейти на сайт Finversia.ru

Смотреть канал Finversia YouTube