История игрового отечественного кинематографа начинается с 1908 года. Первый русский игровой фильм, появившийся на экранах страны 15 октября 1908 года, назывался «Стенька Разин (Понизовая вольница)».
Создание этого фильма связано с именем А.О.Дранкова (1880-?). Это был неординарный человек, исключительный профессионал своего дела. Владея к 1905 году небольшой фотомастерской в Петербурге, он, раздобыв денег, отправился в Англию, где закупил новую фототехнику, с помощью которой стал одним из преуспевающих фотомастеров Российской империи. Как «поставщик двора его величества», Дранков посылает фотографии в популярные газеты и журналы России и ведущие издательства Европы: английскую «Таймс», французский журнал «Иллюстратион» и др.
В 1907 году, чутьем профессионала уловив перспективность нарождающегося кинематографа, Дранков переключился на кинопроизводство. «Расторопный журналист и фотокорреспондент ряда русских и иностранных газет, бизнесмен, не гнушавшийся никакими приёмами сенсации и саморекламы, Дранков перехватил инициативу у иностранцев и стал пионером русского капиталистического кинопроизводства», - сказано о нем в книге Н.А.Лебедева «Очерк истории кино в СССР».[1] Дранков зафиксировал на пленку «Пожар в Петербурге», снял документальный фильм «Решительная борьба Луриха с Мустафой», но общероссийскую известность ему принёс фильм «День восьмидесятилетия Л.Н.Толстого».
Через два с половиной месяца после этого Дранков снял игровой фильм о Степане Разине. Выходу на экраны страны «Стеньки Разина» предшествовала многочисленная и умело организованная реклама. В специальном «Циркуляре» и многочисленных газетных объявлениях Дранков обещал зрителям картину, равной которой ещё не появлялось на экранах. «Затратив громадные средства и массу труда и времени, - писал в «Циркуляре» Дранков, - я приложил все усилия к тому, чтобы настоящая картина, как в техническом исполнении, так и в самой обстановке пьесы и её исполнителей стояла на том высоком уровне, какой подобает ленте, делающей эру в нашем кинематографическом репертуаре. Таких исторических картин в России ещё не появлялось. Нет того человека, который бы не читал об удалом разбойнике Стеньке Разине, или не слыхал бы об этом разбойнике, вошедшем в историю. По преданию всем нам знакомая и родная песня «Вниз по матушке по Волге» сложена товарищами Стеньки Разина. Прошло с той поры два столетия, и эта песня стала народной. Песню эту знает каждый русский человек, её поют в концертах, бомонде и в бедной семье крестьянина.
Выпускаемые мной картины важны своей исторической выдержкой и правдой. Вся давно отошедшая красочная жизнь понизовой вольницы, обилие типов разных национальностей, входивших в шайку Стеньки Разина – всё это происходит перед глазами зрителя, перенеся его в другой век, другую среду. Картина исполнена по историческим сочинениям и рисункам артистами С.-Петербургских театров. Более ста человек участвовало в этих картинах. Специально к этой картине известным композитором, профессором и директором Московской консерватории Ипполитовым-Ивановым М.М. написана увертюра к песне «Вниз по матушке по Волге», могущая по желанию быть исполненной хором певцов, на граммофоне, пианино или оркестром. Некоторые сцены исполнены на вираже. Длина ленты 200 метров, цена 124 рубля.* К ленте бесплатно прилагается большой плакат и ноты. Принимая во внимание да же то обилие запросов, какое уже поступило к нам и вытекающую отсюда вероятность на особенно большое количество заказов, просим таковыми поспешить, делая их телеграфно. Телеграфно: «Разин».1
Фильм снимали сам Дранков и фотограф Н. Козловский, ставший в дальнейшем одним из ведущих кинооператоров России. Режиссером фильма являлся В. Ромашков. Самозабвенно хваля свой фильм, Дранков «забыл» упомянуть, что идея этого фильма и сценарий принадлежали В. Гончарову, который именовал себя не иначе, как «первым русским кинорежиссером». Будучи железнодорожным чиновником, Гончаров, страстно влюбленный к кинематограф, бросает в 1906 году эту, престижную тогда профессию, и целиком посвящает себя кинематографу. Написав «сценариус» «Стенька Разин и княжна», Гончаров обратился в общество драматических писателей и композиторов с просьбой охранять его право на это произведение. Поскольку в ту эпоху сценарий считался больше техническим документом, а не произведением литературы или искусства, Гончарову отказали в его просьбе. Пресса не замедлила посмеяться над незадачливым сценаристом, что, как ни странно, помогло Гончарову: его заметил Дранков и выкупил сценарий. В дальнейшем (а Гончаров умер в 1915 году) он стал профессиональным режиссером, поставив тридцать кинокартин.2
Роль Степана Разина в этом фильме сыграл артист драматической труппы Петербургского Народного дома Е. Петров-Краевский. Это был первый в истории кинематографа Степан Разин! Роли соратников легендарного атамана и роль персидской княжны исполняли актёры и статисты того же театра.
Небольшой по размеру (224 метра) фильм состоял из шести картин. Его сняли в течение одного дня на озере Разлив под Сестрорецком.1 Образ Разина и его казаки были трактованы в духе псевдонародных лубков, а сама остановка напоминала спектакль любительского драмкружка. В начале фильма в течение нескольких минут слышалась музыка, потом открывалась величественная водная панорама, по которой плыли две большие и несколько малых лодок. На одной из больших лодок на первом плане появлялся Разин с княжной и есаулами.
Вторая картина, называвшаяся «Разгул Стеньки Разина на Волге», начиналась панорамой «исторической местности»: река, лес, поляна, на которой расположилась ватага Степана Разина. Соратники атамана пили, кричали, размахивая руками. Степан приказывал казакам петь и плясать. Княжна молча смотрела на их пляски, потом по приказу Разина плясала сама.
В третьей картине казаки решают погубить княжну, чтобы заставить атамана двигаться на Дон. Они собираются в кружок и совещаются. Есаул Шелудяк произносил речь. На экране появлялись слова: «Товарищи! Блажит наш атаман! Где видано, чтобы атаман удалых молодцов якшался с бабами? Он дело забывает. Нам следует спешить на тихий вольный Дон, нас окружает войско государя. Погибли мы! А он гуляет по неделям с княжною басурманкой. Придумал я, товарищи, сегодня не будет этой чаровницы».2 Казаки решают напоить атамана, а затем подбросить ему подметное письмо, которое якобы княжна написала своему любовнику персидскому принцу Гассану.
Две последующие картины посвящены воплощению в жизнь коварного замысла казаков. На экране появлялся хмельной Степан, рядом с ним находилась ничего не подозревавшая персиянка. Есаулы усиленно потчевали батьку-атамана вином. Вконец пьяный Разин пытался обнять княжну, но та отстранялась от упитого атамана. Разин отходил от княжны в сильном раздражении, подходил к есаулу, спрашивал: почему княжна невесела? Тот с готовностью отвечал, подавая Разину подметное письмо. Степан читал, и в это время на экране появлялись слова: «Мой милый принц Гассан, мне тяжко жить в тяжелой неволе, мне надоело быть в этом диком разгуле, я плачу, вспоминая о тебе, моей милой родине, садах душистых наших. Прости и не забудь меня. Твоя до гроба княжна».
Степан, шатаясь подбегал к княжне, показывая ей письмо. Та клялась, что никакого письма не писала, но Разин не верит, пытаясь заколоть ее кинжалом. Потом, будто что вспомнив, он останавливался и велел всем казакам собраться. Атаман брал княжну на руки, поднимал ее высоко над головой и говорил: «Волга матушка! Ты меня поила, кормила, на своих волнах укачивала – прими мой дорогой подарок!». Через мгновенье княжна скрывалась в воде. Казаки кричали «ура!», бросали вверх шапки, всячески выражая радость от того, что атамана наконец-то займется настоящим казацким делом.
Несмотря на примитивизм, псевдоромантичность и антиисторизм этого фильма, он пользовался огромным зрительским успехом, став начальной вехой в истории игрового российского кинематографа. Сам Дранков в дальнейшем создал еще несколько менее популярных кинокартин. После Октябрьской революции 1917 года, не признав власти большевиков, он уехал сначала в Крым, а в 1919 году перебрался в Константинополь, делая успешный бизнес на «скачках блох». Алексей Толстой в повести «Ибикус» описал конец Дранкова.*
Михаил Астапенко, историк, член Союза писателей России.
[1] Лебедев Н.А. Очерк истории кино в СССР. М., 1965. С.17.
* На самом деле в фильме было 224 метра и одна копия ее стоила 144 рубля 40 копеек.
1 Лихачев Б.С.Кино в России (1896-1926). Ленинград, 1927. С. 51-52.
2 Гинзбург С. Кинематография дореволюционной России. М., 1963. С. 109.
1 Гинзбург С. Кинематография дореволюционной России. М., 1963. С. 109.
2 Лихачев Б.С. Указ. соч. С. 56.
* Гинзбург С. Кинематография дореволюционной России. М., 1963. С. 49. В фильме «Бег» режиссеров Алова и Наумова показаны тараканьи бега, но прототипом организатора этих бегов стал именно Дранков.